РОШ­АШАНА: КАКОЕ ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО ГОДА!

рош ашана Общество

26 сентября члены этнокультурного объединения «Алия» ( Возрождение) собрались, чтобы торжественно отпраздновать наступление Нового года по еврейскому календарю — Рош-Ашана. Торой (главной книгой иудеев) предписывается в этот день трубить в шафар — рог. Должно прозвучать не менее 100 звуков шафара. Чтобы все услышали, что мы готовы к Суду. Это семейный праздник. Никаких народных гуляний нет. И вообще, это очень духовный праздник, сопряжённый с началом дней, когда, согласно традиции, решается судьба каждого из нас на ближайший год. Это начало отчёта перед самим собой и перед Всевышним о годе уходящем.

Накануне собрания те, кто соблюдает каноны веры, зажигали дома свечи, читали молитвы. И такие молитвы будут продолжаться в течение десяти дней. А сегодня собравшиеся надеются, что молитвы и раскаяния их приняты, и Всевышний пошлет нам всем хороший и сладкий год. Руководитель «Алии» Павел Ткач приглашает всех за праздничный стол. Старейшина общества, руководитель ветеранской группы Циля Гедальевна Даневич читает молитву, благословляет стол. Большая часть блюд символизирует сладость (а значит и благосклонность Всевышнего) – яблоки с медом, хала с медом, гранат — знак умножения заслуг и плодовитости. На новогоднем столе обязательно должна быть баранья или рыбья голова, чтобы находиться всегда в голове, в центре жизни, а не в хвосте, на обочине её. И за столом идет шутливая перебранка, кому достанется голова, а в итоге, самую большую пускают по кругу, чтобы всем досталось. Сразу возникает аналогия с казахским застольем.

На встрече присутствует заведующий Секретариатом Ассамблеи народа Казахстана Атырауской области Еркин Кадыргалиев. И он подчеркивает, насколько же схожи народные традиции при всем их отличии. Потому что самое главное, чтобы был мирный шанырак над головой, чтобы люди не делились по нациям, а руководствовались принципами взаимопонимания и согласия. Слава Богу, что сегодня можно не бояться причислять себя к своей нации, соблюдать свои обряды, ритуалы.

Казалось бы, в день Суда нужно поститься, но, напротив, этот день наполнен весельем и радостью. И праздновали от всей души, с песнями, плясками. И как может быть иначе, когда душа спокойна, когда сыты и здоровы дети, когда в гости к нам пришли друзья, руководители других этнокультурных объединений. Мы все дружны, и наши мысли, чувства созвучны. И когда руководитель «Иверии» Зураб Бобохидзе от всей души поздравляет своих друзей — евреев, то в ответ звучат дружные пожелания благосостояния и процветания и грузинскому народу. И кто-то уже заводит «Тбилисо». Поскольку многие семьи интернациональны, то звучат песни разных народов. И все поют дружным хором. Вновь и вновь от всего сердца желают друг другу «Лехаим»: добра, счастья. Чтобы наступающий год для всех нас стал годом осуществленных надежд и планов.

Да, мы единый народ нашей страны. И наши устремления тоже едины – чтобы вся страна поднялась на новую ступень развития, чтобы была уверенность в завтрашнем дне. И чтобы национальностью своей мы гордились, интересовались историей, традициями, не противопоставляя себя другим народностям. А уважая их обычаи и традиции.

Было приятно, что на этот раз отметить праздник пришли не только старейшины, но и люди, обычно не всегда имеющие возможность поучаствовать в праздничных собраниях из-за занятости на работе. А вместе с мамами и папами пришли и малыши. А детки чуть постарше под руководством заведующей культурным сектором Ирины Уховой — педагога гимназии — подготовили отличнейший сценарий. Так было задумано, что в действо вовлекались поочередно многие из гостей. Кстати, импровизировали нечаянные актеры здорово. Так что смех за столом не утихает. А потом ребятишки каждому поднесли свои поделки с пожеланиями. В ответ получили цдаку (то есть то же самое, что садака по-казахски).

Застолье идет полным ходом. Шутки, анекдоты. Никто не умеет так интересно и красочно рассказывать анекдоты про евреев, как они сами. А уж когда звучит семь сорок (кстати, один из эрудированных гостей раскрыл загадку этого названия: поскольку евреям, согласно указу о черте оседлости, было запрещено жить в больших городах, то чтобы попасть в свой главный город Одессу на работу, они ехали на поезде, который прибывал в 7 часов 40 минут утра и отправлялся из него тоже в 7.40 только уже вечера. Поезд рабочих отправлялся ровно в семь сорок. Вот в ожидании его и согревались пассажиры. И эти движения вошли в зажигательный танец. А вот название другого еврейского народного танца «хава нагила» означает «давайте радоваться». И хоть на Рош-Ашана не предписывается особо радоваться, мы все же себе это позволим. Конечно, призадумаемся о жизни. Но впереди столько много интересного. А особенно большая радость, с которой начинается новый год, рождение Дома дружбы. Теперь у нас, как и у каждого другого этнокультурного объединения, есть свои апартаменты в большом доме, в котором есть где и собрание провести, и праздник отметить. (Кстати, и директор Дома дружбы Серик Бигамбаев празднует с нами новый год). А уж комнаты свои члены объединений стараются обустроить оригинально, отобразить национальный колорит. И теперь будут наведываться друг к другу, еще более близкими друг другу становиться. Жить общими интересами. Бактыкожа Измухамбетов как только приступил к обязанностям акима области и председателя Ассамблеи народа Казахстана по Атырауской области, обещал, что в Атырау будет Дом дружбы. И он есть. А раз год так хорошо начался, значит и продолжится с новыми приятными сюрпризами. И нам остается пожелать, чтобы так и было всегда.

 Любовь МОНАСТЫРСКАЯ,
фото Розы ГОРЕНШТЕЙН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна