РАВНОПРАВНЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СОЮЗ
За годы независимости Казахстан стал авторитетным и ответственным членом мирового сообщества. Сбалансированная внешняя политика Президента Нурсултана Назарбаева подтвердила состоятельность нового государства и стала безальтернативной основой взаимодействия с международным сообществом.
На сегодня в мире порядка двух десятков международных и региональных экономических союзов и объединений, каждый из которых выстраивает действия, исходя из взаимных интересов. Среди них и Европейский Союз, и Европейская свободная торговая ассоциация, в Северной Америке — Северо-Американская свободная торговая ассоциация, Азиатско-Тихоокеанская ассоциация экономического содружества, Ассоциация Юго-Восточных азиатских стран, в Латинской Америке — Латино-американская интеграционная ассоциация и другие.
Очевидно, что экономическая интеграция создает возможности для развития и других сфер жизнедеятельности стран-участников. Это мы видим на примере стран Евросоюза, где действует Шенгенская виза, которая упрощает посещение стран Западной Европы и расширяет поле деятельности. При этом каждая из сторон сохраняет право на проведение самостоятельной внешней и внутренней политики.
Мировой опыт показывает, что искусственная изоляция государства, равно как и вмешательство во внутренние его дела, может привести к цивилизационному тупику. Необходимо найти баланс между государственным суверенитетом и интеграционными процессами.
Нынешние реалии Евросоюза по некоторым вопросам и параметрам деятельности, например, единая валюта (Великобритания — фунты стерлингов, Щвейцария — франки), проблемы сбыта сельхозпродукции (страны Прибалтики — Франция, Германия), рынок труда (миграция рабочей силы) показывают, что не может быть каждая страна локомотивом, что в рамках союза существуют разные уровни экономических показателей, и все это требует баланса.
Хочу напомнить уважаемому читателю, в марте 1994 года Президент суверенного Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая в Московском государственном университете, впервые озвучил идею необходимости проведения интеграционных процессов для дальнейшего развития стран СНГ и отметил буквально следующее: «Можно сказать, что развитие постсоветского пространства в будущем будет определяться двумя процессами. Во-первых, формированием национального государства, во-вторых, интеграцией стран СНГ. Все это закономерно. Только объединенными усилиями можно жить в условиях усиленного развития научно-технического прогресса, когда идет жестокая борьба за потребительский рынок. Смотрите: объединяются страны Европы, имеющие многовековую историю государств. Они видят, что мировой рынок раздирают между собой Северная Америка, Япония и даже «молодые тигры» азиатских государств».
Этот политический форсайт Главы нашего государства подтвердило время.
Жизнеутверждающая идея Президента Казахстана переросла в конкретные результаты. Путь к осуществлению этой идеи был нелегким, было много препятствий. Довольно сильна была оппозиция этой идее и в России, и в Казахстане, не только со стороны политиков и политологов, но и госуправленцев. Но сегодня народы наших стран убедились благодаря волевым усилиям Нурсултана Назарбаева в том, что для интеграции в современном мире нет никакой альтернативы. Сделан исторический шаг — Казахстан, Россия и Беларусь подписали Договор об образовании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В связи с этим хотелось бы подробнее остановиться на некоторых моментах, которые стали основополагающими в подписании Договора.
Во-первых, как неоднократно отмечал Глава нашего государства, речь идет только об экономической интеграции — «в нашем интегрированном объединении политическая независимость постоянна, это — аксиома. К тому же экономическая интеграция создает возможности для укрепления национальной государственности, стабильного развития экономики. Независимость каждой страны, входящей в Союз, будет укрепляться и развиваться в полном объеме на международном уровне».
Во-вторых, мнение о том, что якобы после вхождения в Евразийский экономический союз мы вновь вернемся к СССР, и Казахстан станет зависимым от России государством, является неверным. Лидер нации четко разъяснил, что в основе интегрированного объединения лежат такие нормы, как экономический прагматизм, открытость, уважение к принятию всех решений, свобода, равноправие. В условия проекта о создании ЕАЭС были введены такие основные положения, как уважение к нормам международного права.
В-третьих, будут ли ограничены права Казахстана при принятии решений в рамках таких интегрированных объединений, как ЕЭС? Механизм принятия решений Евразийской экономической комиссии не дает права на привилегии какой-нибудь стране как члену Таможенного союза.
Основное решение принимается в рамках коллегии путем выбора решения двух третей большинства. Вместе с тем, члены Союза могут выразить несогласие с любыми решениями, идущими вразрез с национальными интересами, могут предъявить их на уровне руководителей правительств или государств. Такая позиция при принятии решения открывает путь для возможностей в обеспечении защиты интересов всех сторон.
По поводу зависимости от других стран-участников ЕАЭС можно привести множество аргументов для опровержения подобной точки зрения. Хотя бы потому, что евразийская интеграция — это, в первую очередь, экономическое объединение, которое ставит целью устранение преград на пути к обмену товаров, услуг, инвестиций, трудовых ресурсов, предпринимательской активности.
К тому же на сегодня экономическая эффективность действующего Таможенного союза не вызывает сомнений. Совместные границы между государствами Таможенного союза стали прозрачными для беспрепятственного пересечения гражданами наших стран, провоза грузов и товаров, валютных средств. К примеру, если до создания Таможенного союза в 2009 году объем товарооборота между тремя странами составлял 47 млрд. 135 млн. долларов США, то через год этот показатель увеличился на 33,9?% и достиг 63 млрд. 101 млн. долларов, а в 2012 году объем товарооборота составил 68 млрд. 582 млн. долларов.
Страны-участники Евразийского экономического союза — Казахстан, Беларусь, Россия — составляют 15?% территории всего мира, 3?% населения земного шара. На их долю приходится 20?% использования питьевой воды и полезных ресурсов, 7-8?% нефтяных запасов, 5,9?% производства муки, 5,1?% железа, 5,5?% производства электроэнергии.
Сегодня в странах — членах Таможенного союза действуют более полутора тысяч высших учебных заведений: в Казахстане — 130, в Беларуси — 55, в России — 1400. Такой интеллектуальный потенциал поможет выстроить всем нам новую архитектуру образования и эффективности научных исследований. В условиях интеграции образования и науки нам необходимо на должном уровне распределять финансы, выделяемые для научных исследований.
Используя эффективно базу Евразийского экономического союза, мы сможем поднять на новый уровень качество образования. Видеть в образовании исключительно экономический аспект — значит, не замечать его социально-культурной и мировоззренческой основы. В этом плане перед социальной сферой стоят большие задачи. Их решение зависит от мировоззренческого прорыва в сфере образования, науки, культуры всех сторон нового экономического союза. Создание ЕАЭС — это мощный стимул для конкурентоспособного образования и науки. И это поможет готовить профессиональные кадры, для которых интересы государства и общества будут превыше.
Завершить рассуждение о подписанном историческом документе — Договоре о ЕАЭС — хочется словами автора его идеи — Главы государства Нурсултана Назарбаева: «Мы рассматриваем Евразийский союз как открытый проект. Например, мы не можем представить его себе без тесных взаимоотношений с Евросоюзом, с другими объединениями. Но мы не склонны реанимировать прежний СССР. Это всего лишь мечта тех, кто хочет вернуть прошлое, действуя в корыстных целях. Самое главное, здесь наша точка зрения полностью совпадает с позицией России и Беларуси и других государств».
Бейбут МАМРАЕВ,
ректор Атырауского государственного
университета им. Х. Досмухамедова,
академик Международной экономической академии Евразии, профессор