ПРАВИЛА ИГРЫ: КОНКУРЕНЦИИ — ДА!
Государство уделяет большое внимание развитию конкурентной среды и предотвращению монополизации рынка. В этой работе серьезная ответственность ложится на антимонопольные органы. О работе, проводимой в сфере контроля и регулирования деятельности субъектов рынка на территории Атырауской области, наша беседа с руководителем региональной Антимонопольной инспекции Ерсином Орынбаевым.
— Ерсин Сейтханович, отечественным бизнесменам приходится сталкиваться с такой проблемой, как недобросовестная конкуренция…
— Бизнес не по правилам противоречит законодательству страны. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, которые могут ввести потребителя в заблуждение, а также распространение в любой форме недостоверных сведений, связанных с деятельностью субъекта рынка, недостоверная реклама, реализация товара с принудительным ассортиментом — с такими фактами казахстанские бизнесмены действительно сталкиваются.
В своих Посланиях народу Казахстана Президент страны постоянно подчеркивает, что перед нами стоят большие задачи по преодолению последствий кризиса и созданию условий для последующего экономического роста. Вместе с тем развитию экономики страны, в свою очередь, должна способствовать только честная конкуренция.
— Какие были выявлены и пресечены факты нарушения антимонопольного законодательства?
— В текущем году нашей инспекцией проведено несколько расследований по фактам нарушения антимонопольного законодательства местными исполнительными органами и субъектами рынка. Проводилось разбирательство в отношении государственного учреждения «Аппарат акима Орликовского сельского округа» по факту антиконкурентных действий при проведении государственных закупок, которые привели к ограничению конкуренции и ущемлению законных прав потребителей. Аналогичная работа была проведена и в отношении государственного учреждения «Аппарат акима Индерского района Атырауской области». Кроме того, в отношении АО «АТМА-Аэропорт и перевозки» проведено расследование по факту злоупотребления доминирующим или монопольным положением, то есть там применили разные условия в равнозначных договорах с субъектами.
— А сколько всего внесено актов реагирования?
— Инспекцией вынесено два предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан и устранении их последствий и один административный штраф на должностное лицо в размере 150 месячных расчетных показателей. Все вынесенные акты исполнены.
— Как вы оцениваете уровень конкуренции в Атырауской области?
— Проведенный мониторинг товарных рынков показывает, что большинство из них являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией. Для исправления ситуации инспекцией по результатам анализа изучаются причины, препятствующие развитию конкуренции на соответствующем товарном рынке, в том числе барьеры, мешающие входу на рынок новым субъектам. Это необходимость значительных первоначальных капитальных вложений, административные ограничения, отсутствие производственной базы, специального оборудования и так далее. По результатам исследований инспекция разрабатывает для местных исполнительных органов необходимые рекомендации.
— Что делается для контроля и регулирования деятельности субъектов рынка?
— Антимонопольным органом формируется и ведется Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на товарном рынке. Составить его помогают соответствующие анализы, которые проводятся в первую очередь на рынках, где осуществляются социально значимые работы и услуги. Помимо выявления субъектов — доминантов или монополистов на конкретном товарном рынке, это позволяет определить степень развития конкуренции и выявить те самые барьеры, которые стоят на пути вхождения новых субъектов в этот рынок.
— А монополизм по своей природе законен?
— Доминирование на рынке не является правонарушением и не подлежит пресечению до момента возникновения фактов неисполнения антимонопольного законодательства. Если монополист нарушает Закон, то он подпадает под режим ограничений, установленный законодательством. Антимонопольный орган осуществляет постоянный мониторинг деятельности субъектов, включенных в Государственный реестр. Если предприятие включили в него, значит, отныне оно должно ежеквартально отчитываться перед антимонопольным органом о своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставлять сведения о продаже или передаче в доверительное управление десяти и более процентов своих голосующих акций (долей участия, паев). Кроме того, предоставлять информацию по монопольным видам продукции, об объемах производства и реализации, отпускных ценах и уровне доходности реализуемых монопольных товаров. На основе этих сведений антимонопольный орган осуществляет контроль над деятельностью субъектов, включенных в Государственный реестр. Таким образом, Агентство по защите конкуренции преследует цель развивать конкурентную среду на отечественном рынке. Как вы все прекрасно понимаете, для того чтобы деловой климат был благоприятным в стране, крупные компании не должны устанавливать свои правила игры. За этим очень жестко следит государство.
Запрещаются также антиконкурентные соглашения и согласованные действия субъектов рынка, если в результате этого происходит ограничение конкуренции и (или) ущемление законных прав потребителей.
— Ерсин Сейтханович, вот вы говорите о том, что проводите анализ рынков. Понятно, что он проводится на основе сведений, аналитической информации, которые предоставляют сами компании. При этом данные по некоторым пунктам, скорее всего, составляют коммерческую тайну. Более того, для предоставления информации бизнесу необходимо заниматься сбором и анализом значительного объема данных, а на это нужно время. Выходит, Антимонопольная инспекция перекладывает свою работу на малый и средний бизнес вместо проведения собственных исследований?
— Антимонопольный орган запрашивает информацию и получает в порядке, установленном законами Республики Казахстан, от государственных органов, в том числе уполномоченного органа в области государственной статистики, налоговых и таможенных органов, субъектов рынка, а также должностных и других физических и юридических лиц. Это необходимо для осуществления полномочий, предусмотренных Законом РК «О конкуренции». Субъекты рынка, их объединения и руководители, государственные органы обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и другую информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну. Здесь следует отметить, что антимонопольный орган запрашивает информацию по производственной хозяйственной деятельности, которую может представить только сам субъект рынка.
Что касается перечня запрашиваемых сведений, то они составляют не более 5-7 пунктов, которые выбираются из бухгалтерских отчетов. Не надо забывать, что сотрудники антимонопольного органа несут ответственность за разглашение полученной информации, составляющей коммерческую тайну.
— Вы ссылаетесь на антимонопольное законодательство Республики Казахстан, и оно, как известно, совершенствуется. Расскажите об основных новшествах.
— Например, было увеличено пороговое значение признания субъектов рынка группой лиц — с 25% на 50% акций (долей участия). Установлена административная ответственность местных исполнительных органов за антиконкурентные действия. Цель Закона Республики Казахстан «О конкуренции» — защита конкуренции и создание условий для роста предпринимательской и инвестиционной активности бизнеса. Его задачи: предупреждение монополистической деятельности, пресечение недобросовестной конкуренции, демонополизация отраслей экономики, развитие честной и свободной конкуренции, обеспечение защиты законных прав потребителей. Выявление и доказывание фактов нарушений антимонопольного законодательства осуществляется только в рамках проведения расследований, основанием для которых являются материалы, поступившие от государственных органов, с указанием на нарушение антимонопольного законодательства Республики Казахстан, а также заявление физического или юридического лица. Кроме того, обнаружение антимонопольным органом при осуществлении своей деятельности в действиях субъектов рынка признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также обращение средства массовой информации в антимонопольный орган. Этот перечень исчерпывающий. Плановых и неплановых проверок законом не предусмотрено.
Одним из новшеств Закона является объединение нескольких расследований в одно или выделение и проведение отдельного расследования по фактам, изложенным в ходе расследования.
В новом Законе дано определение монопольно высокой и монопольно низкой цен, а также установлено, что применение таких цен относится к злоупотреблению доминирующим положением субъектом рынка и запрещается. Разработана методика по выявлению монопольно высокой цены. Она применяется при проведении расследования злоупотребления доминирующим или монопольным положением, выразившемся в установлении монопольно высокой цены.
— А в Атырау были выявлены факты монопольно высокой цены?
— На сегодняшний день нет.
— Фактически антимонопольное законодательство должно служить важнейшей составляющей современной экономики…
— Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкуренции, а другим — оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования.
— Однако в некоторых странах проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической.
— Общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. Только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Светлана НОВАК,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА