ПОЙМИ МЕНЯ
Психологическая служба в школе активно заработала относительно недавно. Руководители не всех учебных заведений понимают, насколько сегодня велика потребность в школьном психологе, не везде правильно налажена его работа. В качестве примера мы хотим рассказать о деятельности педагога-психолога в школе-гимназии №30.
По словам директора школы-гимназии №30 Арайлым Кенжегариной, здесь обучается 1841 ученик, из них 808 – учащиеся начальной школы, работают два психолога с высшим образованием по специальности «педагог-психолог»: Нагима Шунгулова и Залифа Макуова. Одна занимается с учениками классов с русским языком обучения, другая – со школьниками классов с казахским языком обучения.
— По моему мнению, психолог в личностном росте учащихся играет большую роль. У нынешнего молодого поколения самые разные интересы, им доступно огромное количество разнообразной информации в Интернете, которая может быть как полезной, так и вредной. Поэтому важно научить детей ориентироваться в этом море информации, обращаясь к той, которая способна помочь, научить. А найти правильный ответ на множество вопросов, возникающих у них, помогают, в первую очередь, родители, учителя и психологи, — говорит директор Арайлым Заузаевна.
— Мы часто слышим, как родители говорят о том, почему бы обязанности школьного психолога не возложить на классных руководителей, ведь они как никто другой лучше знают характер, привычки, способности каждого ученика. Возможно ли, чтобы должность школьного психолога совмещали учителя других профессий? – спрашиваем мы.
— Этого нельзя допускать. Поскольку нагрузка на классных руководителей огромная, и деятельность школьного психолога, в свою очередь, требует больших знаний, опыта, и работы у него очень много, поэтому, я считаю, совмещение должностей недопустимо, — ответила директор.
В школе есть телефон доверия: 21-55-82, по которому за консультацией к психологу могут обратиться ученики, учителя школы, а также родители. В фойе школы установлен «Ящик доверия» для писем с вопросами, пожеланиями, предложениями. В конце каждого месяца на основе поступивших писем психологами делается анализ. На телефон доверия часто поступают звонки. Как правило, по словам психолога, звонят подростки с проблемами личного характера, взаимоотношений между сверстниками, между девушками и юношами, их тревожат конфликты в семье.
Затем мы побеседовали со школьным психологом Нагимой Шунгуловой. Молодая, энергичная, приветливая, она сразу располагает к себе, вызывая чувство симпатии и доверия. Она работает психологом 5 лет, имеет высшее образование по специальности «педагог-психолог». Второй психолог школы Залифа Макуова работает по специальности уже 12 лет. Нагима Тулеугалиевна с гордостью показывает диплом, который ей вручили за участие в городской психолого-педагогической олимпиаде, организованной гороо, где она заняла третье место и по праву считает его признанием своего труда.
Она рассказала о методах работы школьного психолога. Так с 1 по 11 классы ими проводится диагностика учащихся. На каждого ученика заполняется психолого-диагностическая карта, где оценивается личность ребенка (интерес к учебе, особенности характера, познавательные способности), уровень развития сознания. Эти качества, как правило, оценивает классный руководитель, поскольку он как никто другой из учителей лучше знает своих учеников. Также в карте уже школьный психолог оставляет свои замечания, предложения, характеристику, записывает мнения родителей ученика.
— С какими проблемами чаще всего обращаются подростки?
— Самая частая — отсутствие друзей. Я опять повторюсь, что, в первую очередь, надо родителям заниматься ребенком. Зачастую у него не развиты коммуникативные навыки, с раннего детства он слышит от мамы: с тем не говори, с этой не играй, туда не ходи, там тебя обидят. Безусловно, родители стремятся защитить его, уберечь от плохого, но это приводит к недостатку опыта общения, как положительного, так и отрицательного.
Мы как-то с коллегой вели разговор о том, этично ли обнимать чужого ребенка психологу, чтобы поддержать. Моя коллега считает, что это нежелательно. Я вот не могу оттолкнуть ребенка, если он тянется ко мне, ждет добрых слов, участия. Мне кажется, что тогда он уже больше не обратится за помощью.
На вопрос о том, как ведется работа с так называемыми «трудными» детьми, Нагима Тулеугалиевна ответила, что ими проводится коррекционная работа, подростки активно привлекаются к различным видам деятельности, где они могли бы зарекомендовать себя с лучшей стороны. И, конечно, родители должны работать с детьми, уделять им больше внимания.
— В последнее время остро стоит вопрос о ранней беременности, какая работа ведется в связи с этим?
— Я считаю, что, в первую очередь, у родителей должны быть доверительные отношения с детьми. Нужно чаще разговаривать с ребенком, внимание уделять, замечать изменения в настроении, поведении, нужно объяснять детям, что во взрослой жизни им придется учиться принимать решения, брать ответственность на себя за свои поступки.
Мы со своей стороны тоже ведем работу в этом направлении. Так недавно проходил семинар на тему ранней беременности, мы приглашали гинеколога, девочки задавали интересующие их вопросы. На эту же тему скоро в школе состоится еще один семинар с участием центра «Здорового образа жизни».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирина:
— Мой ребенок учится во втором классе, поэтому пока я не вижу особой необходимости в психологе. В принципе, считаю, что сложности, как правило, возникают с детьми подросткового возраста, и хорошо, если когда у ребенка появляются какие-либо проблемы, он мог бы обратиться к психологу, потому что не все могут поговорить с родителями или подругами, друзьями, не желая быть непонятыми, боясь насмешек.
Лариса:
— Моя дочь учится в 8 классе. В школе сейчас очень высокие требования к ученикам, особенно в гимназических классах, большая нагрузка, учиться тяжело, потому что надо держать планку, не скатываться на тройки. Все это, мне кажется, психологически тяжело для ребенка. А вообще, ведь дети разные, бывают сложные дети, агрессивно настроенные, и помощь психолога, думаю, тут необходима.
Жанат ШАЯХМЕТОВА