Общество

ПОМОЩЬ ЗАБЛУДШИМ

По всему Казахстану ежедневно ведется борьба с различными деструктивными религиозными организациями. Какой они несут вред, все знают не понаслышке. И, в первую очередь, страдает молодежь. Дать совет, поддержать, указать правильный путь — главные задачи организованного недавно в Атырау Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат».

Какую конкретную помощь может оказать этот Центр, что за специалисты в нем работают, рассказал теолог «Шапагата» Ашабай Медетов.

— Как давно работает ваш Центр?

— Центр открылся совсем недавно — в середине мая. Но в этом направлении мы работаем уже с начала года — посещаем учебные заведения, проводим семинары, «круглые столы», отвечаем на вопросы.

— Какова основная цель работы Центра?

— Основная задача — помочь тем, кто пострадал от деструктивных религиозных организаций, то есть именно от тех течений, которые не соответствуют традиционным канонам религии. Также нашей целью является просвещение населения относительно вопросов религии, мы помогаем выбрать людям правильное направление в этом.

— Как вы добиваетесь этого?

— Для начала очень важно определить причину, по которой человек подался в ряды подобных организаций. Возможно, человек просто захотел приобщиться к религии, узнать ответы на свои вопросы, но на пути ему попались именно представители нетрадиционных религиозных убеждений. В таком случае работа с пострадавшими не составляет труда — человек может вовремя прозреть, к каким последствиям может привести подобное верование. Услышав более убедительные доводы, он вовремя становится на правильный путь.

Второй тип — люди, спасающиеся от одиночества — не физического, а эмоционального. В семье и в обществе такие люди не находят поддержки, а, попав в секту, становятся окружены «любовью» и «вниманием». Человек чувствует себя нужным — его приглашают на собрания, интересуются его мнением. Его постоянно держат на связи, «обрабатывают», чтобы он внезапно не покинул их. И люди становятся просто психологически привязанными к секте, поэтому готовы на все, чтобы защитить свою «семью» и  разобраться с тем, кто пойдет против этой самой «семьи». К тому же, члены нетрадиционных религиозных организаций стараются изолировать своего адепта от окружающих, запрещают ему общаться с «кафирами» — неверными, будь то родители, друзья и т.д., запрещают читать какую-либо иную литературу, работать, веселиться и пр.

— Попросту говоря, они формируют для себя рабов?

— Можно сказать и так. В этих организациях всегда есть лидер, шейх, слова которого для членов организации — закон. Если лидер назвал белое черным, значит, так оно и есть — сомневаться в этом запрещено.

С такими людьми, конечно, работать гораздо тяжелее. Для начала нужно решить вопросы именно психологического характера — обстановка, окружение и т.д.

Еще одна причина, по которой люди примыкают к сектантам — материальная несостоятельность. Это не секрет, что есть религиозные течения, которые именно с помощью финансирования привлекают к себе новичков. Человек, обращающийся в подобную организацию, материально зависим, положение его нестабильно. И вот эта самая организация в нужный момент помогает решить его материальные трудности. Все, этот человек привязывается к ним уже должностным обязательством и просто так отойти от них не может. В этом случае действия по «спасению» человека из секты понятны — для начала необходимо решить его материальные проблемы, а дальше уже видно будет.

— То есть ваш Центр помогает в подобных финансовых вопросах?

— Пока нет. Сами понимаете, для этого нужны средства. А они пока у нас очень ограничены. Также средства нужны и на расширение. Например, хотелось бы открыть реабилитационный центр, где бы мы могли основательно заниматься с пострадавшими, «перевоспитывали» бы их.

— Как можно получить помощь?

— Повторюсь, мы работаем не так давно, поэтому большинство слышит о нас от своих знакомых, друзей. Но у нас есть результат — уже приходили четыре человека. Нельзя сказать, что мы тут же перевоспитали и наставили на истинный путь этих людей. За одну-две беседы ничего не исправишь. Но тот факт, что человек уже пришел, уже задумался о своем пути, значит, он недоволен своим выбором, пытается исправить положение.

Буквально на днях выйдет рекламный ролик на телевидении о нашем Центре. С начала учебного года будем проводить занятия в школах, университетах. Занятия будут проходить не только для школьников, но и для учителей, потому что именно они первыми замечают негативные изменения в своих учениках.

— А как же родители, родственники?

— Родители с утра до вечера на работе. И, как правило, большинство родителей считает, что их ребенок идеален. Они не замечают или не хотят замечать тех изменений, которые происходят с их детьми. Родители должны контролировать, с кем общается ребенок, какие книги читает, какие сайты посещает.

— Какую работу вы планируете проводить с учителями?

— В первую очередь нужно познакомить учителей и психологов с главными признаками того, что ученик попал под влияние деструктивных религиозных организаций. Мы обучаем правильному поведению с религиозными детьми. Например, если ученик пришел к преподавателю и говорит, что хочет начать молиться, спрашивает совета, ни в коем случае учитель не должен запрещать ему этого, отговаривать и т. д. Если человек спрашивает об этом, значит, он уже для себя все решил. Ребенок спрашивает дорогу. Обязанность учителя — указать ее. Иначе он спросит ее у другого. И упаси Аллах, если на пути ему попадется человек с корыстными, черными мыслями, который уведет его в сторону. Если вы заметили, что ребенок задается такими вопросами, лучше сразу свяжитесь с нами, мы поможем.

— Все консультации в вашем Центре проводятся бесплатно?

— Да, разумеется.

— Много в Атырау нетрадиционных религиозных организаций?

— Зарегистрированных — ни одного. В Атырау эти организации работают, так называемыми, квартирным или телефонным методами. Лидеров таких сект никто не знает в лицо, они предпочитают оставаться в тени. Со своими адептами они поддерживают связь по телефону. Хочу сказать, что в большинстве своем эти лидеры малосведущи в вопросах религии, знания их поверхностны. Многие из «квартирно-телефонных» шейхов получали образование в Саудовской Аравии или Египте. Отучившись два года, возвращаются в Казахстан. И тут начинают пропагандировать арабские традиции, которые сложились у них задолго до принятия ислама. А они думают, что так велит шариат, поэтому пытаются внести это в нашу  жизнь. Например, паранджа. Ислам не требует от женщин закрывать лицо, кисти рук. Это просто арабская традиция. Отсюда и нынешняя «мода» у сектантов — одевать своих женщин в черную одежду, скрывать лицо.

— То есть, если я увижу на улице женщину, с ног до головы закутанную в черное, я смело могу принимать ее за представительницу нетрадиционных религиозных течений?

— Нет, это неправильно. Когда дело касается религии, говорить только о внешних различиях нельзя. Например, говорить, что мужчина с бородой придерживается деструктивных религиозных канонов — это абсолютно неверно. Вспомните, у христианских священнослужителей, у иудейских раввинов, у имамов тоже есть бороды. К тому же, растительность на лице может быть просто частью образа человека. Сейчас об этом неактуально говорить. Сектанты давно уже приспособились в обществе, поняв, что их взгляды не принимаются, а порой и преследуются правоохранительными органами. Вера человека не заключается в бороде или подвернутых штанах. Самое главное, что идеология у таких людей остается агрессивной.

— Вы работаете анонимно?

— Не совсем. Ведется журнал регистрации. Но те люди, которые были у нас, не хотят оставлять свои данные. Боятся каких-то последствий, возможно, преследования.

— Это будет иметь какие-то последствия? Для чего-то же вы ведете регистрацию.

— В основном, это для статистики. Скольким людям мы помогли, продуктивна ли наша работа.

— В дальнейшем вы как-то будете отслеживать их действия?

— Только в одном случае. Если человек настроен агрессивно, наша обязанность сообщить об этом в департамент по делам религий.

— Вы занимаетесь только с мусульманами?

— В настоящее время да. В данный момент назрела проблема именно с мусульманскими деструктивными религиозными течениями. Но если в дальнейшем к нам будут обращаться представители и других конфессий, мы, конечно же, будем расширяться и искать специалистов по этим религиям.

— Довольно распространенная сегодня ситуация — нас пытаются завербовать в секту — на улице, в поезде, в магазине и т.д. Одно дело, когда случайный попутчик короткое время читает нежелательную «проповедь» с призывом встать на «истинный путь», а совсем другое — когда это продолжается изо дня в день. Соседи, коллеги, знакомые осаждают своими религиозными призывами. Что делать в этом случае? 

— Если у этих людей нет разрешения на пропаганду, распространение религиозной литературы и пр., то вы можете обратиться в департамент внутренних дел Атырауской области, департамент по делам религий или же просто позвонить нам. Человек, не привязанный к какой-либо официальной религиозной организации, не имеет права вести пропаганду.

— Посоветуйте, что надо делать людям, чтобы не попасть в сети подобных организаций?

— Если человек хочет стать религиозным или просто получить какую-либо информацию о религии, ему следует обратиться, скажем так, в официальные представительства — в мечети, в церкви и т.д. То есть  к тем людям, которые занимаются этим официально.

Избегайте брошюрок, не отмеченных знаком Духовного управления мусульман. Литературу следует приобретать в установленных местах (например, киоск при мечети). Если вы скачиваете книги из Интернета, ищите их также на официальных сайтах мечетей, церквей, синагог и т.д. Избегайте всяких форумов и сайтов-однодневок. Или обратитесь в Центр помощи «Шапагат».

Найля ОСМАНОВА

СПРАВКА «ПК»

Номера телефонов, по которым можно обратиться в Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат»: 29-82-79, 29-80-51

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

2 комментариев

  1. Я думаю, молодежь, которая втянулась в ряды сект, в домашней обстановке была лишена внимания, любви. Были предоставлены самим себе,никто не занимался их воспитанием, да-да именно воспитанием!!! Потому что в нормальных семьях родители интересуются, чем занят ребенок вне школы,что он читает, что его интересует,что он знает и не знает, с кем общается и т п. И такому ребенку некогда или неинтересно, что предлагает и на что агитирует чужой дядька. Потому что, он знает, у него есть внимательные родители, которые выслушают его и ответят на любые вопросы. Любой ребенок сначала информацию хочет получить у родителей, и если у них не найдет понимания и участия, тогда только может искать ответ на свои вопросы на стороне у чужих людей. Важно не пропустить этот момент.

  2. А почему мы вынуждены ЛЕЧИТЬ тех, кто уже заразился этой ПРОКАЗОЙ, а не предупреждать эти проявления? Лечить же всегда дороже, чем предупреждать У нас есть КНБ, Прокуратура, Полиция, Акиматы, Судебная система. У нас есть достаточно сил и средств, чтобы отсечь эту заразу. Но, видимо кто-то очень заинтересован в том, чтобы эта смута постоянно разъедала наше общество ибо, одурманенными людьми значительно легче управлять. Разве сложно отловить этих ИНСТРУКТОРОВ и спрятать всех в одно место.

Back to top button