ПОЧЕРК ЮВЕЛИРА УТЕПКАЛИ
В преддверии праздника Наурыз хочется рассказать о человеке, который ни много ни мало является одним из признанных мастеров, возродил западную школу казахского ювелирного искусства, Утепкали Умирове. Он не бросил свое любимое дело и в самые трудные времена, не перестал заниматься в угоду требованиям времени и различным условиям. Более того, он придал совершенно новые грани искусству предков! Сегодня мы даем несколько штрихов к портрету Утепкали Умирова.
ШТРИХ ПЕРВЫЙ. НАСЛЕДНИК ИСКУССТВА ПРЕДКОВ
Родился Утепкали Умиров в селе Сагиз Кызылкогинского района. Сейчас живет на станции Бейнеу Мангистауской области, куда переехал по семейным обстоятельствам. Его отец Жундибай Умирулы был в свое время известным на всю округу ювелиром и сапожником. Брат отца — Кендирбай был виртуозным мастером игры на домбре. Что интересно, эти два вида национального искусства переняли и Утепкали, и его ныне покойный брат Аманбай. Например, если Утепкали стал известным ювелиром, то Аманбай Умиров был виртуозным мастером игры на домбре, профессиональным дирижером, прославившим не только свой Сагиз, но и весь Кызылкогинский район. Сейчас музыкальная школа, в которой преподавал Аманбай Умиров, носит его имя.
Утепкали с детства занимался рукоделием, живописью, делал различные изделия из железа, дерева. Все это впоследствии переросло не только в профессиональное ремесло, но и в дело всей жизни.
ШТРИХ ВТОРОЙ. ЧЕТКАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ШКОЛЕ
Как отмечают нынешние искусствоведы, в работах Утепкали Умирова всегда присутствует академизм, но удачно конкурирующий с современными направлениями ювелирного искусства. На чем это основано?
Как утверждает сам мастер, все кроется в том, что он сумел полностью сохранить основные особенности западной школы ювелирного искусства казахов. Конечно же, не все так было легко в самом начале его более 20-летнего творческого пути. Нынче все это оправдало затраченное время и колоссальный труд. Как известно, условно казахские национальные изделия различают по четырем основным регионам. Северный, Восточный, Южный и Западный, представителем которого и является Утепкали. До начала ХХ столетия ювелирные изделия Западной школы в основном использовали жители Младшего жуза, населявшие междуречье Волги и Урала, нынешнюю территорию Западно-Казахстанской, Мангистауской и Атырауской областей.
— Но к середине прошлого столетия ситуация изменилась и к изделиям нашей школы стали относиться прохладно, — говорит Утепкали Умиров. — Даже известные артисты в то время старались не носить ювелирные украшения Запада. На данном этапе представители шоу-бизнеса, эстрадные певцы, артисты носят. Я являюсь одним из представителей этой школы, который сохранил методику и всю технологию исполнения ювелирных изделий, присущих только нашему региону, но вношу и свой почерк, основанный на академизме и требованиях современности.
Ну а в чем кроется академизм в деле Умирова? На полученных знаниях, конечно же. Дело в том, что без специального образования и без достаточно глубокого понимания всемирного ювелирного искусства невозможно поднять на более высокий и качественный уровень национальное. Первым делом окончил факультет обработки металла художественного училища имени Гоголя, позже стал обучаться у мастера Даркембая Шокпарова на художественно-графическом факультете Казахского педагогического института.
ШТРИХ ТРЕТИЙ. НЕПОДРАЖАЕМОСТЬ
У мастера Умирова немало заказов на несколько месяцев вперед. Как говорит сам Утепкали, этому способствует то, что Мангистауский регион особо ценит именно национальное ювелирное искусство. Нам кажется, дело не только в особенностях региона, где сейчас проживает ювелир. Ведь ему поступают заказы со всех регионов страны и дальнего зарубежья. Среди заказчиков есть много именитых людей, представители бизнес-элиты и политбомонда, имена которых мастер не разглашает. Не стал говорить и о владельце еще одного своего заказа. Утепкали сделал очень серьезное украшение, которое заняло уйму времени. Изделие получилось на славу. Позже он узнал, что данное творение мастера подарили одной монаршей особе дальнего зарубежья. Конечно же, все эти заказы поступали потому, что в изделиях Утепкали есть своя особенность, неповторимая и неподражаемая.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН?
Жена мастера Айнахан Есетова (кстати, тоже известный журналист Мангистауской области) говорит, что когда Утепкали занят своим делом, корпит над своим новым заказом, к нему подойти даже «опасно». Ответа на свои вопросы не услышишь, можешь даже налететь на гнев мастера.
Ювелирное дело не любит поверхностное к себе отношение. Нередко мастера даже на самую мелкую деталь всего изделия тратят целые месяцы, а иногда и годы кропотливой работы. Поэтому не каждый может стать даже подмастерьем у ювелира. Как сказал Утепкали, ювелир — это, прежде всего, дар от Бога, который необходимо развивать ежечасно. Сможешь вытерпеть этот экзамен искусства, может быть, станешь мастером. Нет, тогда уж и не иди по тропе, в которой путь для тебя уже заказан.
Утепкали является последним мастером западной школы ювелирного искусства. У него есть ученики, среди которых уже такие известные ювелиры, как Болат Узакбаев, Ермухан Алиев, Болат Салыков. Особая гордость для каждого мужчины — это когда его дело продолжают сыновья. Тулеген и Туремурат сейчас учатся в Академии имени Т. Жургенова, ну а дочь Гулькенже, наверное, пойдет по стопам матери: станет журналистом. Словом, время покажет.
Каршыга КУШЕКОВ