Почему в Атырау ломаются валидаторы?

IMG 20190904 WA0036 Общество

Все мы помним состояние общественного транспорта в Атырау еще два года назад: кривые, косые, тесные, вечно ломающиеся автобусы, разводящих руками перевозчиков, мол, на замену денег нет, полная безнадега…

Акимат требовал от перевозчиков замены автобусов, перевозчики требовали субсидий, кондуктора и водители требовали снизить план – в конечном итоге от всего этого страдали пассажиры, вынужденные ездить в убитых, тесных тарантайках, которые дымили как паровозы и постоянно выходили из строя.
Также все мы помним, как перевозчики закупили 20 списанных автобусов из Алматы… Заменили кривого хромым.

Замкнутый круг

В 2018 году решением акима Атырауской области Нурлана Ногаева было создано два совместных автопарка, где 50% – инвестиции от государства, остальное – частные деньги. Было приобретено 130 новых автобусов, которые разделили между автопарками, и тем самым обновили 10 основных маршрутов. Планируется закупить еще 130 новых автобусов, чтобы раз и навсегда решить проблемы общественного транспорта. К слову, введение автопарков тоже здорово дисциплинирует – хотя бы потому, что появился обязательный медицинский осмотр водителей перед рейсами…

Как это сохранить?

Через семь лет закуп новых автобусов, автопарки полностью покроют инвестиции государства, акимат выйдет из проекта, и предприятия начнут работать в конкурентной среде. Возникает вопрос – не скатимся ли мы в будущем опять на дно, быстренько поубивав новые автобусы. Могу заверить, что скатимся, если не будут приняты комплексные меры для решения этих проблем.

И тут на сцене появляется дифференцированый тариф и система электронной оплаты проезда Smart Qala.

Объясняю доступно и просто – акимат не знает точную сумму заработка перевозчиков, т.к. в работе с налом всегда появляются левые движения – это человеческий фактор (так было всегда). То есть, когда акимат требует от перевозчика вовремя ремонтировать автобусы, менять их, покупать новые – одним словом, просто создать максимально комфортные условия для горожан, мы слышим от перевозчиков – ДЕНЕГ НЕТ, и НИЧЕГО с этим не можем сделать.

Поэтому вводится электронная оплата проезда – 80 тенге через карту Smart Qala. Так мы сможем видеть РЕАЛЬНЫЕ доходы перевозчиков и соответственно требовать от них исполнения своих обязательств.

Грубо говоря, не дадим мы тебе денег налогоплательщиков на новый автобус, ты, оказывается, зарабатываешь столько, что сам в состоянии его купить… И еще один… И еще десяток на пригородный маршрут… А? Денег нет? Да ладно, мы же видим, сколько ты зарабатываешь. Хватит и на новые автобусы и на хлеб с маслом, не нужно прибедняться, господа!

Конечно, тех, кто любит старый добрый олдскулл, мы тоже не забыли: можно оплатить наличкой, правда уже подороже – 150 тенге. Небольшая мотивация переходить на электронную оплату проезда.

Можно бесплатно. Не вопрос!

Сейчас проект действует в пилотном режиме и уже появляются проблемы – валидаторы ломаются, билетов нет, кондуктора грубят и так далее, и тому подобное.

Естественно, городской акимат, понимая, что все это абсолютно никак не должно касаться пассажиров, вводит следующее правило – если тебе не дали билет, если сломан валидатор, если ты не можешь оплатить проезд картой по какой-либо причине – ты едешь БЕСПЛАТНО. Тебя не должны касаться все эти «танцы с бубном», ты, как пассажир, имеешь право оплатить билет через карту и точка.

То, что происходит сейчас в Атырау, уже было в Астане и Алматы, саботаж новой системы, сопротивление, верхи не могут, а низы не хотят и так далее. Кстати, Атырау – третий город в стране, где вводится эта система.

Грубо говоря, вопрос сейчас стоит так – хочешь всегда ездить на новых автобусах, хочешь, чтобы их было ОЧЕНЬ МНОГО, хочешь достойного сервиса – плати через карточку.

Проблемы, конечно, есть, но они решаются. Общественный транспорт обновили, теперь главное – не потерять все это…

Люди всегда противятся изменениям, не хотят рушить существующий порядок вещей, боятся выйти из зоны комфорта.

Уверен, если бы тяга к прогрессу не победила, мы бы до сих пор ездили на гужевом транспорте, работали на печатных машинках и слушали радио, вместо серфинга в Интернете. А движение вперед – это всегда быть в плюсе!

Серикжан ЕРМЕНТАЕВ, пресс-секретарь акима Атырауской области

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна