Общество

ПЕРЕКРЕСТКИ МАГИСТРАЛЕЙ — ПЕРЕКРЕСТКИ СУДЕБ

Когда мы говорим о нефти как об основе экономики, то подразумевается, что она дает весомый доход. Но добыть нефть из недр земли — это одно, не менее важно надежно и быстро доставить ценное сырье потребителям. И самый безопасный и надежный на сегодня способ транспортировки нефти — трубопровод. История становления нефтетранспорта Казахстана — это очень достойный путь развития. А мы, атыраусцы, можем гордиться еще и тем, что рядом с нами живут и продолжают работать многие и многие нефтепроводчики, вложившие свой опыт и знания в сооружение и эксплуатацию «горячего» трубопровода Узень — Атырау — Самара. В нынешнем году исполняется 45 лет со дня эксплуатации этого уникального нефтепровода, но он и поныне не имеет аналогов в мире. О том, как все это начиналось, в каких условиях велось строительство и зачем все это было надо, рассказывает сегодня в своем интервью директор Западного Филиала АО « КазТрансОйл» Фердинат Мамонов.

— Фердинат Абдрахимович, мы ведем разговор накануне 45-летия сдачи первой очереди нефтепровода Узень — Гурьев, рождения Гурьевской перевалочной нефтебазы (ныне НПС им. Т. Касымова). Насколько мне известно, для Вас это не просто дата, это начало Вашего профессионального пути, ставшего делом всей жизни.
— Действительно, я начинал на строительстве нефтепровода с машиниста технологического насоса. Вернувшись со службы в армии, не мог не включиться в такое интересное дело. Конец шестидесятых годов ХХ века ознаменовался грандиозными открытиями в нефтяной отрасли Казахстана — Узень, Каражанбас, Бузачи и другие месторождения с огромными запасами нефти. Первый эшелон мангышлакской нефти был отправлен на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод 10 июля 1965 года. Первый танкер «Джабраил» Каспийского пароходства был налит и отправлен для переработки на Волгоградский НПЗ 10 октября 1966 года. Для того чтобы можно было отправлять нефть с НПС «Шевченко» железнодорожным транспортом и осуществлять морские перевозки из порта Актау, где построили терминал, был использован строящийся газопровод Узень — Жетыбай — Шевченко (ныне Актау) диаметром 529 мм. Поскольку нефть оказалась высокопарафинистой и транспортировать ее было проблематично — она становилась твердой массой при обычных температурах — на участке Узень — Шевченко были смонтированы радиальные печи подогрева. Но все же их мощностей не хватало. А в середине 1960-х годов Правительством Советского Союза было принято решение о строительстве «горячего» нефтепровода Узень — Куйбышев большего диаметра — 1020 мм. Первым этапом намечалось строительство линии Узень — Кульсары — Гурьев, а вторым — Гурьев — Куйбышев и далее с подключением к нефтепроводу «Дружба». Высокопарафинистая мангышлакская нефть создавала определенные трудности при ее перекачке, наливе, а также при хранении. Поэтому нефтеперекачивающие станции (НПС) строились совместно с печами подогрева, а резервуары оснащались теплоспутниками. Кроме того, в промежутках между НПС строились отдельные пункты подогрева. Общая протяженность нефтепровода Узень — Гурьев — Куйбышев составила 1380 км, по всей длине которого расположились 9 насосных станций, 15 пунктов подогрева. Одна из них — НПС «Гурьев» (ныне НПС имени Тараса Касымова). Кроме множества подземных переходов, нефтепровод имеет мощный подводный переход через реку Урал. Этот нефтепровод в свое время называли «горячей рекой» СССР.
— Если подобных сооружений в практике строительства нефтепроводов не было, кто же сумел выполнить столь ответственный проект?
— Проектирование этого крупнейшего «горячего» нефтепровода, предназначенного для перекачки высокопарафинистых мангышлакских нефтей, выполнил специализированный институт по проектированию объектов транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов «Южгипротрубопровод», г. Киев (мы, кстати, до сегодняшнего дня поддерживаем с ними партнерские отношения). В проекте также участвовали московский институт «Гипротрубопровод» и местный институт «КазНИПИнефть».
В строительстве были заняты все подрядные организации «Миннефегазстроя». Приказом Министерства нефтедобывающей промышленности от 21 мая 1969 года было создано Южное управление магистральными нефтепродуктопроводами с местонахождением в Гурьеве. В его состав вошли Мангистауское районное управление, Гурьевское районное управление магистральными нефтепродуктопроводами, Дирекция строящих нефтепроводов Узень — Кульсары — Куйбышев и другие подразделения. Еще следует вспомнить, что одновременно начали возводить горячий нефтепровод на АНПЗ силами подразделений «Гурьевнефтехимстроя».
Первая очередь нефтепровода Узень — Гурьев была сдана в эксплуатацию в августе 1969 года. Затем, по мере приближения «головы» нефти, запускались промежуточные пункты подогрева, НПС «66 км», «Сай-Утес», «Бейнеу», «Опорная», «Кульсары», «601 км», «НПС-663 км». И, наконец, приняла нефть НПС «Гурьев», одна из крупнейших на нефтепроводе (ныне НПС им. Т. Касымова). А в апреле 1971 года нефть пришла в Самару.
— Пуск в эксплуатацию столь сложного, уникального нефтепровода — это поистине историческое событие. Наверное, был большой праздник. Читала в газетах, что в Узени, откуда и начался пуск, было много руководителей и представителей партийных и советских органов, Министерства нефтяной промышленности.
— Действительно, присутствовали очень многие авторитетные товарищи. М. Исенов — первый секретарь обкома партии, Ш. Донгорян — замминистра нефтяной промышленности СССР, он же председатель приемочной комиссии, Нурибек Набиевич Шманов — председатель рабочей комиссии (он тогда работал начальником нефтепроводного управления «Каспий — Орск», единственного в Казахстане). Начальником НПС «Узень» тогда был Франгиз Мулюков — молодой специалист, который в последующем стал главным инженером «Южнефтепровода».
Никакой торжественной церемонии тогда, помню, не было. Все были в напряжении, волновались. Операторы с факелами разжигали форсунки, вручную открывая-закрывая задвижки больших диаметров. Еще одна трудность заключалась в следующем: для подогрева форсунок использовалась сама мангышлакская нефть (тогда еще газификации не было), которая застывала в топливных линиях, даже на подходе к форсункам. Приходилось факелами греть, обеспечивая доступ нефти к форсункам печей подогрева. И когда все прошло успешно, радости не было границ. На начальном этапе эксплуатации было очень трудно. Люди не имели опыта работы на таком уникальном нефтепроводе. Не раз возникали какие-то осложнения, ведь все осваивалось впервые. Бывало, что и застывала эта лава, и потом все дневали и ночевали в не обогреваемых вагончиках, каких-то будочках, пока не приводили все в надежный рабочий ритм. Отдаленность НПС друг от друга (90-100 км), бездорожье, отсутствие телефонной связи, столовой, общежития — условия были не просто спартанские, а поистине героические.
Естественно, мы все были рады и забывали о том, чего это стоило. Думаю, значимую роль сыграла рабочая дружба, взаимопонимание. При пуско-наладочных работах на нефтепроводе было задействовано много специалистов-нефтяников из Татарстана, Башкирии, Азербайджана. Хотя они тоже никогда не видели до этого такого нефтепровода, совместно стояли на смене, стажировались, приобретали навыки работы.
— Вы как-то говорили, что в подразделениях Западного филиала трудятся представители более 30 национальностей…
— Точнее — 31-ой. Но как с первого дня у нас царил дух братства и коллективизма, так и сегодня он по-прежнему крепок. Все учились на ходу, обретали опыт. Я, например, закончил институт заочно, и очень многие наши специалисты росли вместе с нефтепроводом. Как мы говорим: «Мы строили магистраль, а магистраль формировала людей».
Наши усилия были не напрасными. В последние дни августа 1969 года был отправлен первый железнодорожный состав нефти с нефтеналивной эстакады Гурьевской перевалочной нефтебазы на Волгоградский НПЗ. Эта дата стала датой рождения одной из крупнейших станций — Гурьевской перевалочной нефтебазы. Ее первым начальником был назначен Щелочилин Венидикт Михайлович, который к тому времени уже имел опыт работы на Грозненском и Бакинском нефтепроводах.
— Вы рассказывали о нем как о своем первом наставнике…
— Я считаю, что мне повезло, потому что на моем пути встречались люди, которые и как специалисты, и как наставники, и как руководители были один лучше другого. Анатолий Иванович Каширский, Виктор Павлович Балдуев… Кадры решают все — эти слова и в настоящее время актуальны. В те годы специалистов по эксплуатации нефтепровода почти не было. Здесь основную роль сыграли руководители и специалисты действующего тогда нефтепровода Каспий — Орск Нурибек Набиевич Шманов, Иван Дмитриевич Каспер, Матвей Самуилович Рубальский, Василий Яковлевич Швабауэр, Геннадий Никифорович Чеботарев, Виктор Александрович Сутягин, Анатолий Петрович Вихрев, Мария Ахметовна Нургалиева, А.А. Косжанов, Лев Александрович Журавлев, диспетчера Кох, Валентина Андреевна Ковалева, Тамара Сергеевна Трякина, Александра Алексеевна Чепаскина, Валентина Ивановна Григорьева, Лидия Вениаминовна Вашурина, Тамара Максимовна Ротнова и другие.
С нефтепромыслов Эмбы специалистов направляли работать на нефтепровод. В их числе были А.А. Дергачев, Байкадам Джумагалиевич Джумагалиев, Константин Александрович Гагаев, В.А. Ульченков, Михаил Иванович Попивчак, Эвенрид Николаевич Донсков, О. Мекебаев, Зинон Абдрахманов. Шла их переквалификация. Направлялись выпускники политехникума, начали прибывать на работу выпускники нефтяных институтов Москвы, Уфы. Впоследствии крупными специалистами и руководителями стали Владимир Алексеевич Бибяев, Михаил Павлович Акутин, Байкадам Джумагалиевич Джумагалиев, Штатбай Жумашевич Тумышев, Нурибек Набиевич Шманов, Талгат Сатыбаевич Таубалдиев, Сабит Аскарович Рзиев, Серик Кузенбаевич Муринов, С. Алдашев, Асылбек Наурызгалиевич Бешимов, Мелят Сулейменович Карабалин и многие другие. Все они — сыновья нефтяников Эмбы, занимали и занимают руководящие должности, профессиональные нефтепроводчики.
— Девиз вашего коллектива по-прежнему — «ставка на человеческий фактор»?
— Безусловно, во главу угла всегда надо ставить заботу о человеке. Тогда и отдача будет. АО «КазТрансОйл» имеет большую социальную программу по социальной поддержке своих работников. Все работники имеют медицинскую страховку, производятся выплаты не работающим пенсионерам, оказывается материальная помощь и многое другое.
Поскольку сегодня мы говорим о юбилее НПС имени Т. Касымова, то нужно отметить, что это одна из крупнейших нефтеперекачивающих станций в Казахстане, которая принимает нефть по трубопроводам с месторождений Мартыши, Мангистау, Жанажол, Тенгиз; перекачивает нефть по участку нефтепровода Атырау — Самара, в систему КТК-К, на Атырауский НПЗ, реверсом по нефтепроводу Кенкияк — Атырау на Кенкияк; осуществляет налив и прием нефти на железнодорожной эстакаде. Технически готовы к приему нефти с Кашагана. Безусловно, НПС им. Т. Касымова — это самое современное предприятие, использующее новые технологии. Все технологические операции по перекачке нефти на НПС выполняются дистанционно и в автоматизированном режиме.
Так что и здесь, как и в целом во всем коллективе «КазТрансОйла», идет ежедневная системная работа по совершенствованию технологий, обеспечению надежной и безопасной транспортировки «черного золота» Казахстана.
Это наша обязанность. Могу также добавить, что на НПС им. Т. Касымова работает сплоченный многонациональный коллектив, выполняющий свои обязанности на высоком профессиональном уровне. Так что НПС по праву носит имя бывшего руководителя ПО «Южнефтепровод», заслуженного нефтяника РК Тараса Мажитовича Касымова…
Подводя итоги, можно сказать, что в коллективе по-прежнему живы традиции первых жарких дней создания «горячего» нефтепровода. И для многих магистраль стала надежной магистралью их судьбы.

Вела интервью Любовь
МОНАСТЫРСКАЯ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button