ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОДНА НА ВСЕХ
Предложенный Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым План нации «100 конкретных шагов» по реализации 5 институциональных реформ является ответом на глобальные и внутренние вызовы и одновременно национальной стратегией по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях, отражает новые подходы в вопросах дальнейшего государственного строительства, реформирования государственной службы, обеспечения поступательного развития экономики страны, укрепления казахстанской идентичности и формирования целостной гражданской общности.
Реализации второй институциональной реформы — «обеспечение верховенства закона» — посвящена вторая глава Плана, состоящая из 19 конкретных шагов, 11 из которых можно отнести к основным направлениям дальнейшей модернизации судебной системы и судопроизводства.
Новые подходы к обеспечению верховенства закона повысят эффективность и прозрачность судебной системы, возрастет общественное доверие к институту правосудия, увеличится инвестиционная привлекательность нашей страны.
Вторая реформа подразумевает переход от ныне действующей пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой — первая, апелляционная и кассационная. Будут ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на должность судьи, расширена область применения суда присяжных. В Астане планируется создание Международного арбитражного центра AIFC и многое другое. В целом, реализация данной реформы гарантирует права собственности, создаст условия для предпринимательской деятельности и охраны договорных обязательств.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, к которым относятся областные, районные и приравненные к ним суды. Согласно приведенным положениям закона трехуровневая система правосудия должна выглядеть следующим образом: первая инстанция — районные и приравненные к ним суды, апелляционная инстанция — областные и приравненные к ним суды, кассационная — Верховный Суд Республики Казахстан с увеличением штатной численности судей.
Введение трехуровневой системы судов будет способствовать созданию упрощенной, доступной и сбалансированной системы правосудия, повысит ответственность каждой судебной инстанции.
В связи с имеющейся тенденцией к увеличению нагрузки апелляционных судебных коллегий областных судов, представляется правильным ее укрепление путем увеличения штатной численности судей и расширения полномочий данной судебной инстанции.
Наделение Верховного суда полномочиями единственной судебной инстанции по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов влечет ограничение подсудности Верховного суда путем внесения изменений в процессуальные законы и изменения процедуры рассмотрения кассационных жалоб. И в данном случае разработка нормативов по нагрузке и штатам судов представляется весьма актуальной.
По вопросу ужесточения квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов необходимо, на наш взгляд, внести изменения в п. 1 ст. 29 Закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей»: кандидат, достигший возраста 30 лет, окончивший обучение в специализированной магистратуре, имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы в судебной системе не менее 5 лет; сдавший экзамен на свободное знание государственного языка; прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи; успешно прошедший годичную стажировку в суде и годичный испытательный срок. Это позволит создать корпус высокопрофессиональных и предельно этичных служителей закона.
Поддерживается преобразование Института правосудия в Академию, в составе которой будут находиться и специализированная магистратура для обучения кандидатов в судьи, после окончания которой магистранту предлагается прохождение годичной стажировки в одном из местных судов.
Поддерживая предложение по увеличению до одного года срока практической подготовки магистрантов и введение для кандидатов в судьи краткосрочных подготовительных курсов, полагаем правильным оставление прежнего 5-летнего срока действия результатов квалификационного экзамена, поскольку прохождение предполагаемой годичной стажировки, объявление конкурса, участие в нем занимает довольно продолжительное время.
Вне сомнения даст свои результаты и необходимость прохождения кандидатами в судьи годичной стажировки в судах, а после ее окончания — испытательного срока на 1 год.
Полагаем своевременным создание при Верховном Суде международного совета с привлечением к его работе авторитетных зарубежных юристов, в компетенцию которого наряду с другими вопросами будет входить экспертиза законопроектов на предмет их соответствия международным стандартам.
Одним из основных направлений совершенствования судебной системы без преувеличения следует назвать дальнейшее использование современных технологий — внедрение электронного судопроизводства, модернизация Интернет-ресурса судебной системы.
Маргулан БЕКТУРГАНОВ,
Председатель Атырауского областного суда