ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ

В зоне особого внимания — безопасность судоходства
На крохотной палубе медленно идущего по Уралу судна компания молодых людей весело проводит время. На столике заметна внушительная «батарея» бутылок, явно не безалкогольного разлива. Отдыхающие поздравляют друг друга с каким-то событием, чокаются. Такую картину иногда наблюдают горожане на реке в выходной день. Прокатиться по Уралу на теплоходе любят многие атыраусцы, так сказать, «оттянуться» по полной программе. Но «поездка» по воде может иметь печальные последствия.

Между тем, сейчас по всему Казахстану, в том числе в Атырауской области, ведётся проверка морских и речных судов, перевозящих пассажиров, на предмет их безаварийной работы. В первую очередь проверяются двигатели, оснащение теплоходов спасательными средствами и противопожарным инвентарем. С момента начала этой республиканской ревизии уже вскрыты нелицеприятные факты, когда проверяющие обнаруживали некомплект спасательных средств. Значит, если бы судно начало тонуть, то выплыть могли бы не все пассажиры?
Мы решили под видом клиентов обратиться в одну из организаций, которая занимается перевозками людей. Наша цель — узнать, согласятся ли на наше предложение организовать отдых на судне для большей группы пассажиров, чем он может вместить, исходя из технических характеристик? И выяснили следующее.

КОГДА ОТДЫХ НА КОРАБЛЕ ОБОРАЧИВАЕТСЯ БЕДОЙ
После того, как ужасная трагедия в России на Волге унесла жизни более 100 человек, Минтранском республики Казахстан объявил о проведении проверки всех пассажирских судов в стране. Как известно, во время воскресного круиза 10 июля за считанные минуты затонул теплоход «Булгария». Беда не могла не потрясти до глубины души, ведь погибло столько людей, в их числе маленькие дети. В том, что на самом деле произошло с теплоходом «Булгария», разумеется, предстоит разобраться специалистам. По предварительному мнению экспертов, причиной аварии стало плохое техническое состояние 56-летнего судна. Выяснилось, что туристические услуги оказывались без соответствующих лицензий, а документы на судовождение выдавались на основании заведомо подложных бумаг. Очевидцы трагедии считают, что из старого судна его хозяева и арендаторы выжимали последнее, и, даже, несмотря на его явную неисправность, послали экипаж и пассажиров практически на верную гибель. Выходит, ни в чем не повинных людей погубила человеческая жадность?
Основное внимание при проверке казахстанских судов уделяется техническому состоянию, наличию спассредств, противопожарного инвентаря и оборудования. Проверяются также квалификация командного состава и экипажа, судовые документы.
К слову, рейдовые мероприятия проходят вместе со стартовавшей 1 июня ежегодной республиканской акцией «Скутер», которая направлена на обеспечение безопасности маломерного флота в местах массового скопления людей. В Атырау, как известно, гидроциклов на воде с каждым годом становится все больше, скутеры осваиваются весьма активно. Но при этом не все гладко в отношении правил безопасности при их использовании, а также необходимости их регистрации в соответствующем органе, то есть транспортной инспекции.

ПРОФИЛАКТИКА ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПОСТФАКТУМ
Как отмечают в Межрегиональной инспекции транспортного контроля «Каспий» по Атырауской и Мангистауской областям, безопасность судоходства обеспечивается целым комплексом мероприятий, которые должны проводить судовладельцы, экипаж и госорганы. Безаварийная работа флота невозможна без соблюдения всех данных требований.
К слову, по сообщению Минтранскома, в течение последних лет в стране наблюдается стремительный рост числа судов. В свою очередь, это создает угрозу увеличения транспортных происшествий на судах. Масштабная проверка, что называется, веление времени, верный шаг. Нужно знать техническое состояние судов — лучше заранее проверить и быть уверенными в них, чем действовать постфактум.
По информации атырауской инспекции транспортного контроля, в Прикаспии имеется 4 корабля, которые перевозят пассажиров, принадлежат они различным предприятиям. Кроме того, по Атырауской и Мангистауской областям в Государственном судовом реестре морских судов зарегистрировано 282 морских судна, большая их часть в соседнем регионе. Что касается маломерных судов, то их зарегистрировано свыше трех тысяч единиц, из которых ежегодное техническое освидетельствование прошли 1221.

ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ
Как рассказывает начальник Межрегиональной инспекции транспортного контроля «Каспий» по Атырауской и Мангистауской областям Самат Гилимов, технический надзор судов осуществляется казахстанским филиалом федерального государственного учреждения «Российский морской регистр судоходства», английским «Регистр Ллойд», а также классификационным обществом «Бюро Веритас».
— Интенсивная разработка морского шельфа казахстанского сектора Каспийского моря привела в настоящее время к значительному увеличению флота самого разного назначения и тоннажа, — поясняет Самат Гилимов. – Сегодня деятельность нашей инспекции осуществляется исходя из плана мероприятий по предупреждению аварийности на флоте в 2011 году. Все они выполняются своевременно и качественно. В прошлом году мы повысили качество проверок на морском транспорте. Теперь усилена проверка речных судов.
По словам главного специалиста отдела контроля данной инспекции Юрия Жидкова, на настоящий момент проверены три судна, обслуживающие пассажиров. Без проверки пока остался один теплоход, который находится на ремонте, но его тоже обязательно проверят. Уже выявлен ряд нарушений, например, на одном из судов отсутствовало ограждение на мостике, был некомплект спасательных жилетов. Все нарушения должны быть исправлены. Кроме того, на кораблях мы проводим учебные отработки «Человек за бортом». Проверяем, как действует экипаж в условиях сигнала «Тревога». Попутно проводится и оперативно-профилактическая акция «Скутер». В Атырау зарегистрировано 26 скутеров. Недавно поймали одного «левака», рассекавшего по водной глади на гидроцикле без регистрации, соответственно без документов. На нарушителя был наложен административный штраф в размере 7536 тенге.
Хотя учеба – это одно, и очень важно. Другое дело — чтобы обученные люди не спасовали в критический момент. Можно на сто процентов отработать помощь терпящим бедствие пассажирам, но если в условиях ЧП у команды корабля проявится худшее из человеческих качеств — трусость, желание спасти в первую очередь себя, то до пассажиров очередь не дойдёт. Как это случилось на «Булгарии», которая стала причиной гибели большого количества пассажиров.
Мы решили провести небольшой эксперимент. Связаться с одной из организаций, в которой имеются суда для перевозки пассажиров с целью выяснить, возьмут ли они на борт пассажиров больше, чем положено? На другом конце провода сразу сказали, что проблем нет, корабль рассчитан на хорошую вместимость. А как же тогда безопасность? Ведь одной из причин гибели «Булгарии» как раз и была перегруженность…

В КЛУБКЕ ПРОБЛЕМ
По данным руководителя инспекции Самата Гилимова, в проблеме обеспечения безопасности мореплавания нерешенных вопросов хоть отбавляй. Правда, кое-какие подвижки уже наметились. Инспекцией совместно с комитетом транспортного контроля проводилось расширенное совещание с участием судовладельцев, морских операторов, ассоциаций предпринимателей, иностранных классификационных обществ, представителей морского торгового порта, государственных органов. Архиважно, например, создать тренажёрный центр по обучению моряков навыкам действий в аварийных ситуациях и выживанию на море. Вообще, нуждаются в разработке и нормативно-правовые акты, непосредственно влияющие на обеспечение безопасности мореплавания. Специалисты говорят, что национальное законодательство необходимо разработать таким образом, чтобы оно сочеталось с требованиями конвенций международной морской организации (IMO).

ПОДВОДНАЯ УГРОЗА
В инспекции озвучили и сложную проблему с затонувшими судами. Только в Урале в нашей области девять (!) таких кораблей, а также еще на море, на территории, относящейся к Прикаспию. Это тоже является опасным обстоятельством, поскольку затонувшие корабли представляют угрозу для плавания судов. Четыре года назад утонуло судно «Баку». Оно не поднято, и до сих пор остается неизвестной судьба четырёх членов экипажа. Как вспоминает начальник водно-спасательной службы Атырауской области Ершат Кибашев, водолазы искали людей, но безуспешно.
Суда, к сожалению, тонули и раньше. Как рассказывают старожилы, в конце пятидесятых годов на Урале затонуло судно, на котором плыли на маёвку работники предприятий. Но вместо отдыха случилось страшное ЧП.
Как пояснили в транспортной инспекции, сейчас министерством обороны республики рассматривается вопрос по обозначению мест затонувших кораблей специальными предупреждающими навигационными знаками.
В Атырау нет и мест для штрафной стоянки судов, конфискованных у нарушителей. Был даже случай, когда браконьерские байды, припаркованные у берега, в условиях шкального ветра и волны в одночасье затонули. Вопрос организации места размещения и количества необходимых штрафстоянок еще на стадии решения.
Одним словом, есть вопросы, которые напрямую или косвенно влияют на безопасность речного и морского транспорта. В последнее время ими стали заниматься тщательно, так как безопасность на флоте требует внимания. Особого.

СПРАВКА «ПК»
В настоящее время в республике зарегистрировано порядка 1200 морских и речных судов, из которых 74 являются пассажирскими. Из них считаются годными 48 судов, находятся в запрещенном состоянии 26. Средний возраст пассажирских судов составляет не более 25 лет.

Светлана НОВАК