ОСЕДЛАВ СТРЕМНИНУ ЖИЗНИ
Играющим тренером можно образно назвать одного из славных сыновей земли жылыойской — Калдаша Сарсеновича Мамбетова. Несмотря на приближающееся восьмидесятилетие и старческие недуги, несколько подкосившие его некогда крепкое здоровье, Калеке во все дни недели заезжает на обширную территорию ТОО «Тенизавтоколик», беседует с водителями, затем в кабинете углубляется в дела бумажные, звонит и отвечает на телефонные звонки.
…1976 год. Автора этих строк определили собственным корреспондентом «Прикаспийской коммуны» в Эмбинский, ныне Жылыойский, район. Во всем тогда поселке Кульсары насчитывалось несколько крупных промышленных предприятий — НГДУ «Кульсарынефть», Линейно-производственное управление по перекачке среднеазиатского природного газа в Центр, Южно-Эмбинская нефтеразведочная экспедиция и мощное Кульсаринское автотранспортное предприятие. С раннего утра Калдаш ага производил осмотр подвижного состава, напутствовал направлявшихся в дальние командировки шоферов, попрекая порой, что тут скрывать, отборной руганью нерадивых, ленивых и не дай бог совершивших дорожно-транспортное происшествие бедолаг. И боялись, и уважали тогдашнего главного инженера. Он всячески приветствовал изобретателей и рационализаторов, помогал внедрять их новшества, в оформлении надлежащих документов. У таких энергичных, жестких в поступках редкая улыбка на устах, похвала почиталась выше любой денежной премии. Поощрение главного инженера многого стоило.
…Печально известный 37-ой год. Летят повсеместно головы, страх воцарился на огромной территории СССР. И родился он в то ужасное время. Но что младенцу до внешних перипетий, знай себе расти да родителей радуй. Появился он на свет в небольшом оренбургском селении Буланово. Отец ушел на фронт. Вернулся живым, но побитым военными невзгодами, скончался рано, в 1951-ом. Уже через год подросток Калдаш начал трудовую жизнь подпаском. Еще через год семья переехала к родственникам в Кульсары, тогда бурно развивающийся нефтяной рабочий поселок.
Тяжелое послевоенное десятилетие. Именно в трудностях крепчал хребет молодых джигитов, определялся их жизненный ориентир, вырабатывались характер, позиция. Вот и Калдаш, ни на кого особо не полагаясь, выстроил собственный дом из жженого кирпича-сырца. «Преимущество саманных строений: летом прохладно, зимой тепло, — замечает мой визави. — И из такого дома отправлялся я на работу».
В 1954 году Кульсаринская автобаза отпочковалась от Западно-Казахстанской нефтяной автоколонны. Взяли юнца слесарем-ремонтником. «С азов, от гайки, болтика до сложных узлов должен начинать дело будущий шофер». В гараже были ставшие ныне раритетами «Газ-МИ», «Газ-51», «ЗиС-5», «ЗиС-150». Мало было местных кадров, сплошь русские, украинцы, белорусы, представители других национальностей. Однако не было неприязни к местным, наоборот, сплотившая весь советский народ война лишь прибавила оттенки интернационализма. «Чего, увы, не скажешь, о нынешних временах, — сокрушается ветеран. — А тогда… Дружная семья народов, более нечего добавить. Построили базу — котельные, мехмастерские, в ход шли опять же саман, камышовый тростник. Это уж потом, с освоением богатств Мангышлака, стал поступать ракушечник, возводили из него складские помещения, специализированные ремонтные цеха: аккумуляторный, электрооборудования, моторный, пайки радиаторов, сварочный… Они до сих пор существуют. 4 бокса, утепленные на все сто. И по сию пору они активно используются, на ночь в боксы загоняют автобусы, тут же имеются комната отдыха, столовая, душ».
Тепло вспоминает Калдаш ага руководителей автобазы той поры — Ескуата Сутенова, Ивана Денисовича Нигрейко. С начала 60-х и до 1985 года директором был Игылман Мухамбетов. Честно признаться, на мой взгляд журналиста, покойный Игылеке больше был кабинетный человек, решавший все более организационные вопросы, а вот производственные ложились на К.С. Мамбетова, такая уж у него рабочая закваска: «Терпеть не могу возиться со всякими входящими-исходящими, а куда деваться», — улыбаясь, разводит руками Инженер с большой буквы.
— В октябре исполняется 60 лет со дня образования автобазы, — делится юбиляр (помним, что точно тогда пришел в коллектив коренастый малоразговорчивый пацан). — Время идет, редеют наши ряды, но, даст бог, организуем сабантуй. Приглашу всех 113 ушедших от нас пенсионеров, хочу, чтобы это торжество надолго осталось в их памяти.
В заслугу Калдашу Сарсеновичу жылыойцы, не только его бывшие, но и нынешние соратники ставят то обстоятельство, что в лихолетье 90-х он сумел сохранить предприятие, коллектив, который и ныне здравствует. Более ста человек числятся в штате. Все пригородные и сельские маршруты — в ведении ТОО. По городу курсируют 6 маршрутов, проезд дешевле, чем в Атырау — 40 тенге.
— Помню, ежегодно в годы Союза на казахстанскую целину Кульсаринское АГП направляло десятки, сотни грузовиков с прицепом — в Уральск, Акмолинск, Костанай… — вспоминает Калеке. — Предприятие ежегодно заносилось на Доску почета Гурьевского областного автотреста. Грамот почетных не счесть.
Не только успехами на производстве славен Калдаш ага. При его личном участии выстроен жилой городок «Автомобилист» со всей социальной инфраструктурой — амбулаторией, школой, магазинами. Сейчас это зеленый массив на северном краю Кульсары.
У многоуважаемого Калеке, почетного гражданина Жылыойского района, заслуженного автомобилиста Казахстана, отличная семья. Супруга на пенсии, нянчит внуков. Острой занозой торчит в сердце аксакала потеря рано ушедшего из жизни сына… Однако… Жизнь невозможно повернуть назад. По мере сил стараешься если уж не достичь новых вершин, то хотя бы закрепиться на взятых. А Калеке все это по плечу.
Каирбек ЕРМУХАНОВ
Жылыойский район,
фото из семейного архива