О КУЛЬТУРЕ МОЛИТВЫ

Возможно, я затрону одну из наболевших проблем, с которой сегодня сталкиваются многие мусульмане, совершающие молитвы в мечетях, вне зависимости от страны проживания. Сегодня много молодых людей в мечети. В начале 90-х прошлого столетия молодежь в мечети можно было пересчитать по пальцам, все знали друг друга в лицо и по имени. Теперь ситуация кардинально изменилась, молодежь в мечетях стала преобладать. Причем среди них часто встречаются и последователи нетрадиционного ислама – ваххабиты.
Да, мы не должны осуждать молодежь за незначительные ошибки в молитве и тем более за то, что они молятся не так, как это принято в ханафитской ветви ислама, традиционном для казахов. Но когда эти ребята своими действиями мешают другим единоверцам, стоящим с ними в одном ряду, то уже невозможно молчать. Хорошо, что у наших людей большой запас терпения, и они не реагируют сразу на такие мелочи, не желая омрачить свой поход в мечеть. Но есть и такие, кто удивляется этому и задается вопросами, почему они так делают, и что это за невежество?
Речь идет о тех молодых людях, которые во время молитвы ведут себя бесцеремонно, садятся так, что почти всем весом тела наваливаются на соседа, молящегося слева, задевают соседей широко расставленными локтями и ногами. Также добавлю, что иногда они очень громко кричат: «Амин», после прочтения имамом последних слов суры «ал-Фатиха». Или во время полуденной и послеполуденной молитв, они, стоя за имамом, читают про себя суры из Корана так, что стоящие рядом отчетливо это слышат. Кроме этого, некоторые из них начинают усиленно чистить свои зубы сиваком (мисваком), рискуя забрызгать остатками пищи, и слюной на пол и стоящих рядом. Они также рискуют повредить свои десны, от чего омовение может стать недейственным. Думаю, что эта картина вам знакома, хотя бы раз вы сталкивались с такими ребятами. Я уже не говорю о внешнем виде некоторых из них. Они стремятся выполнять сунну Пророка, но не понимают ее сути. Расставив ноги в виде перевернутой латинской буквы «V», они не только занимают много места в ряду молящихся, но при этом сильно прижимают свои стопы к стопам стоящих рядом. Один из моих знакомых во время молитвы чуть-чуть отодвинул свою стопу от стопы стоящего рядом, так как ему было щекотно от такого прикосновения. Но парень, стоящий рядом, сдвинул в его сторону свою стопу, чтобы продолжать соприкасаться ногами. И так повторилось несколько раз, пока мой знакомый не оказался в безвыходном положении, потому что места для отхода уже не было. Понятно, что ноги расставляются как раз с целью отсутствия пространства, чтобы не дать, если верить хадису, места шайтану. Но когда человек следует этой позе в общественной молитве, то он неизбежно мешает другим и заставляет их становиться подальше от него. Часто они пытаются соприкасаться стопами и лодыжками в течение всей молитвы. Сочувствуя пострадавшим от невежества своих братьев и понимая свою ответственность как получившего религиозное образование в исламском университете, я решил осветить эту проблему. Скажу, что здесь я выражаю не свое личное мнение, а всего общества.
В общем, я призываю всех молящихся мусульман нашего региона, не следующих толку Абу Ханифы или не совсем понимающих тонкостей образа молитвы, быть внимательней к своим братьям по вере, которые хотят вместе с вами в одном ряду спокойно прочитать намаз. Ханафитский мазхаб, также как и три других суннитских, опирается на Коран и хадисы. Поэтому если вы в коллективной молитве совершите что-то по ханафитскому толку, особенно при необходимости и ради спокойствия людей в намазе, то вы в любом случае не выйдете за рамки установлений Корана и сунны. Напомню известный истории ислама случай из жизни имама аш-Шафии, основоположника третьей суннитской школы исламского права. Когда он прибыл в мечеть Абу Ханифы в Багдаде, то из-за уважения к авторитету покойного Абу Ханифы совершал молитву в соответствии с ханафитским мазхабом. Многие выдающиеся исламские ученые прошлого и современности, прибывая в страну или местность, где господствует не их правовой толк, совершали обряды поклонения согласно этому местному толку, ибо сунниты считают, что каждый из четырех канонических мазхабов является верным. Поэтому мне не понятно поведение некоторых молодых мусульман в этом вопросе, ведь они ставят себя выше тех ученых ислама. Где подобающий этикет?! Неужели, хотя бы формально, в это нелегкое время нельзя поддержать единство «традиционных» мусульман. Ведь главное, быть милосердными и внимательными друг к другу.

А.БАКТЫГАЛИЕВ
прихожанин мечети