Общество

НОВЫЙ ВИД ТЕСТИРОВАНИЯ: ВЫИГРЫВАЮТ И ВУЗЫ, И ОБЩЕСТВО

Введение комплексного тестирования абитуриентов, поступающих в вузы после окончания колледжей, позволит отобрать лучших выпускников. И в конечном итоге повысить уровень знаний специалистов, которые приступят к работе после завершения учебы в высших учебных заведениях. Так считают и преподаватели, и сами абитуриенты, прошедшие тестирование в Атырауском государственном университете имени Х. Досмухамедова.

Айдана Тлегенова с красным дипломом закончила Атырауский гуманитарный колледж. О том, что перед поступлением в вуз ей придется пройти тестирование, узнала, как и все выпускники, за несколько месяцев до окончания колледжа. По словам девушки, это совершенно не отразилось на ее планах поступить на факультет мировых языков Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. Выбор не был случайным: здесь училась ее старшая сестра, а затем закончил магистратуру брат.

-Все вопросы, на которые пришлось отвечать во время тестирования, не были неожиданными. Все это мы проходили в колледже. Поэтому я лично так и не поняла, почему было столько разговоров о КТА. Эти разговоры только создавали лишнюю нервозность, — говорит девушка.

Хотя заблаговременно было известно, что вопросов при проведении комплексного тестирования абитуриентов по сравнению с ЕНТ меньше, а составлялись они только по пройденному в профтехучилищах материалу. Тем не менее, част учащихся средних специальных учебных заведений, а по большей части их родители, впали в панику, утверждая, что не успеют подготовиться к такому серьезному экзамену за пару месяцев.

Но тестирование показало: кто хорошо учился, дружил с головой, проблем не испытал. Айдана Тлегенова набрала 86 баллов и рассчитывает на получение государственного гранта. Для девушки это очень важно — при прежней системе обучение в вузе пришлось бы оплачивать.

Без пяти минут студентом Казахского национального технического университета имени Сатпаева можно считать и Данияра Мунбаева — он набрал 95 баллов. Закончил он Прикаспийский современный колледж.

— Пришлось готовиться, конечно, очень усердно. Я старался ни о чем не думать. Только об учебе. Набрал 95 баллов из 100 возможных. Считаю,  каждый сможет это сделать, если  будет  стараться учиться, дабы оправдывать ожидания своих родителей, да  и свои ожидания, — делится своим мнением Данияр.

Практически такого же мнения придерживается и его отец — Марат Мунбаев.

— Не понимаю, почему вокруг этого тестирования разгорелось столько споров? Почему его так напугались? Эту боязнь можно объяснить лишь неуверенностью в собственных силах. Мой сын и сам занимался усиленно, и к репетирам ходил, подтягивая знания по физике и математике. Помогли сориентироваться и консультации в университете. Так что нет ничего удивительного, что Данияр прошел тестирование неплохо, набрав 95 баллов, — рассказывает Марат Мунбаев.

Как считают в университете, введение комплексного тестирования абитуриентов, поступающих в вузы после окончания колледжей, позволит отобрать лучших выпускников.

— В этом году в нашем университете прошли комплексное тестирование более 1,5 тыс. выпускников колледжей нашей области. Из них 37 процентов набрали 50 и более баллов, дающих им право не только на продолжение учебы в высших учебных заведениях, но и на получение государственных грантов. Среди них есть и будущие студенты, набравшие 100 баллов. Все это, уверен, отразится на качестве выпускников вузов — оно непременно станет выше. А это, в свою очередь, позволит стране получить грамотных специалистов, — говорит проректор Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова Сайлау Касабаев.

По словам преподавателей, при существовавшей ранее системе им приходилось порой зачислять выпускников колледжей, не имевших даже базовых знаний. Да что там говорить про базовые знания! Как выяснилось, среди выпускников колледжей, имевших вроде неплохие оценки, встречались такие, что не могли написать собственную автобиографию. А ведь они без проблем, имея за плечами колледж,  могли стать учителями, инженерами, а еще страшнее — врачами. Чтобы по возможности отсечь таких неучей, и решено было в Министерстве образования ввести тестирование, сделав его как бы  своеобразным ситом на пути к высшему образованию.

По словам вице-министра  образования и науки РК Саята Шаяхметова,  ежегодно более 70 тысяч выпускников колледжей напрямую шли в вузы. О том, с каким багажом знаний они приходили, преподаватели узнавали лишь в процессе обучения.  Причем шли они не на первый курс, а на второй, иногда и на третий курс. И  за полтора-два года оканчивали университет, получая диплом. А тот, кто кропотливым трудом  получал в школе «Алтын белгi» или окончил 11 классов, вынужден был учиться четыре года. Справедливо ли это?

А тому, что вокруг тестирования выпускников колледжей поднялся такой шум, особо удивляться не стоит. Да, были ребята, родители, которые испугались нововведения. Но затем сориентировались и прекрасно прошли тестирование. Но не будем наивными. А давайте честно признаем, что самая большая волна негатива на нововведение шла все-таки непосредственно из колледжей. По самым скромным подсчетам, хозяева частных колледжей в Казахстане зарабатывают ежегодно 21-22 миллиарда тенге. А вот чему и как они учат — это уже отдельный вопрос. Теперь же школьники семь раз подумают: в колледж идти, дающий возможность без проблем получить высшее образование, или закончить школу и сдать ЕНТ. Не знаю, насколько снизится на будущий год число желающих поступить в колледж, который, как правило ничего не дает. Но то, что число желающих туда пойти сократится — об этом можно говорить наверняка. Да, собственно, не это главное. Главное, чтобы в вузы приходили достойные. И нам бы не приходилось возмущаться, встречая на своем пути учителя и врача, не владеющего элементарными знаниями.

Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button