НАУРЫЗ: ПРОНИКАЯ В СУТЬ И ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ
Казахстанцы, как и жители многих других стран мира, готовятся праздновать Наурыз мейрамы. А что знаем мы об этом древнейшем празднике человечества, точное время появления которого ни один из историков не возьмется назвать? Не углубляясь в дебри истории, расскажу о праздновании Наурыза в более-менее обозримый исторический отрезок времени.
История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы в 1926 году был отменен. Впервые после долгих лет забвения в Казахстане праздник начали отмечать с 1988 года. Свое официальное признание праздник получил 15 марта 1991 года, после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны — «Наурыз мейрамы». С 2001 года 22 марта объявлено государственным праздником республики. Более того, ЮНЕСКО с 30 сентября 2009 года включил Наурыз в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Генеральная Ассамблея ООН также признала эту дату как Международный день Наурыз.
С 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта, а с 2010 года эти три дня являются выходными. В этом году, казахстанцы будут отдыхать пять дней, с 21 по 25 марта.
Иначе говоря, только с обретением независимости Казахстана Наурыз мейрамы вновь вошел в жизнь казахстанцев. Независимость принесла с собой поистине живой источник энергии и энтузиазма, а также повышенный интерес казахского народа к своему прошлому, настоящему и будущему.
Как высказался по этому поводу поэт-философ, народный писатель Республики Казахстан Кадыр Мырза Али: «Наша история — история громадная, однако учебник по ней очень тонок». Ведь оказалось, что мы очень мало знаем о духовном, культурном, героическом прошлом своего народа. Однобокая советская идеология и политика СССР оказали сильное негативное влияние на национальные традиции, а также взаимопонимание между представителями разных поколений. Нарушилась цепь естественных взаимоотношений, передачи опыта и назиданий, которые прошли сквозь сито времени и являются главным достоянием в деле воспитания подрастающего поколения. Бесценная кладезь народной мудрости чуть не поросла бурьяном.
Сегодня наш народ уверенно возвращается к своим истокам. Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев, «традиции и культура — это генетический код нации… Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние». Ярким примером возрождения народных традиций является празднование Наурыза, которое из года в год становится все более масштабным и зрелищным, входит в жизнь каждого казахстанца.
Так, Наурыз празднуется весной, когда только начинает пробуждаться от зимней спячки земля. А совпадение великого праздника с законами природы просто поражает воображение: продолжительность ночи и дня сравниваются, и в ночь с 21 на 22 марта начинается точка отсчета в пользу дневного времени.
Праздник Наурыз в старину начинался 22 марта и длился целый месяц, в течение которого начинает цвести трава, котятся домашние животные. В праздничные дни принято, одевшись в красивые наряды, ходить друг к другу в гости. Гостей угощают специальным национальным блюдом — наурыз коже. С утра до ночи не смолкают смех и песни.
Немаловажную роль играет также подготовка к празднику. По традиции считается, что если дом внутри и снаружи не сверкает чистотой и белизной, то в этот дом новый год не придет, соответственно в течение года жители не услышат хороших новостей. Поэтому накануне праздника проводится генеральная уборка внутри дома, а также во дворе и хозяйственных постройках.
Во-вторых, вся домашняя утварь не должна оставаться в сундуках, а должна быть выставлена для всеобщего обозрения, проветрена и обогрета лучами весеннего солнца нового года. Не вывешиваются и не показываются весеннему солнцу только личные вещи умершего человека.
Существует также поверье о том, что если новый год встретят в доме с пустой посудой, то и на весь предстоящий год она останется таковой, то есть весь год в семье будет недостаток в еде. Поэтому принято наполнять всю посуду в доме в канун праздника различными яствами (хотя бы водой) и угощать ими гостей.
Одна из основных традиций в этот замечательный праздник – «к?рiсу» (встречаться). Эта традиция у казахов возникла не случайно: во-первых, наши предки вели кочевой образ жизни. Занимаясь скотоводством, часто меняли места для пастбищ. Поэтому несколько месяцев они находились на зимовке скота и не имели возможности видеться друг с другом. А с наступлением весны, когда оттаивал снег и прокладывались дороги в степи, стало чуть-чуть меньше забот в домашнем хозяйстве, люди начинали ходить друг к другу, чтобы повидаться со своими родными и близкими.
В Наурыз, обычно к обеду, в первый день нового года, в аулах собирались советы старейшин и обсуждали наболевшие вопросы. В начале беседы аксакалы поминали в молитвах умерших и вспоминали тех, кто не смог пережить прошедшую зиму. Обсуждали житье-бытье сирот, чтобы помочь им встать на ноги, поручали добрым и отзывчивым людям взять опекунство.
Далее на повестку дня вставали вопросы будущего молодых неженатых людей и засидевшихся дома девиц, чтобы помочь обрести свои семьи, пути знакомства и сватовства. Также на совете старейшин аксакалы определялись с выбором новых мест для пастбищ, сенокоса в новом году. Уделялось внимание чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям, а также обороне родины от внешних врагов и т.д. Словом, говоря современным языком, составлялся перспективный план развития края на год.
Главное блюдо праздника — наурыз коже — также не зря вошло в традицию казахов. В его основе лежит стремление людей к единству и дружбе. По этому поводу существует легенда. Однажды в древние времена в народе произошел раскол. Злые люди посеяли раздор. Мужчины не могли договориться между собой, младшие не слушались старших. Хозяйство начало рушиться. В это время собрались со всех концов страны аксакалы на совет старейшин. Они решили поставить самый большой казан, и на Наурыз в нем было приготовлено блюдо, которое отведал весь собравшийся люд. После трапезы самый авторитетный аксакал объявил народу следующее: «Даже псы, будучи щенятами и вскормленные одной грудью своей матери, никогда не грызутся между собой. Ибо они осознают, что приходятся друг другу братьями. Так и мы с вами сегодня собрались на праздник и словно дети, вскормленные грудью одной матери, попробовали пищу из одного общего казана. Отныне и во веки веков, мы с вами как родные братья и сестры должны любить и уважать друг друга!»
Таким образом, люди вновь обрели единство и согласие, забыв все прошлые обиды. С тех пор неизменная традиция у казахов — приготовление наурыз-коже, а также угощение всех, кто пожалует в эти дни в их дом.
Такая замечательная традиция свидетельствует не только о широте души и гостеприимстве казахского народа, но и о стремлении к единству и согласию между людьми.
Абат
КЕНЖЕГАЛИУЛЫ,
член Союза журналистов РК, деятель культуры Казахстана