НОВЫЕ СТРАСТИ ВОКРУГ БЕНЗИНА
На днях в очередной раз на автозаправочных станциях города подешевел «народный» бензин АИ-92. Это уже второе снижение цены на топливо за последние месяцы. Скакнув в конце прошлого года с 115 до 128 тенге, бензин затем подешевел до 109 тенге. И вот теперь — 105 тенге.
В первую очередь, конечно, это реакция на продолжающееся падение мировых котировок на нефть, которые за достаточно короткий срок со 110 долларов за баррель снизились до менее чем 50 долларов.
Но, как утверждают специалисты в этой отрасли, не только мировые котировки на нефть заставляют наших оптовиков и реализаторов горючего снижать цены. Можно привести массу примеров, когда цены на нефть на мировом рынке росли-снижались, а на наших заправках они только повышались.
Что же повлияло сегодня на наших торговцев? Конечно, есть здесь, безусловно, и влияние мировых цен. Если раньше владельцы нефти всеми правдами и неправдами старались переправить свое сырье на экспорт, то сегодня это стало не так прибыльно. Вот и решили они перерабатывать, особенно мелкие партии внутри страны. Но это не решающий фактор. Решающим фактором стало снижение стоимости горючего по отношению к тенге в соседней России. Помните, как еще пару месяцев назад наши нефтяники и переработчики дружно кричали, что, мол, Казахстан, где бензин дешевле, чем в соседней стране, стал всесоюзной заправкой. И что весь российский крупный транспорт заливает у нас полные баки, и на этом фоне начались перебои с горючим. Тогда итогом всех этих разговоров стали предложения о том, что придется уравнивать стоимость бензина с российским, где на тот момент литр АИ-92 стоил примерно 150 тенге. Не сомневаюсь, так бы оно и было, и к этому все шло. Но вдруг случилась девальвация рубля и стоимость бензина, не подорожав и не подешевев в России, неожиданно стала более привлекательной для казахстанцев. Вот тут наши торговцы и вынуждены были снизить цены. Литр бензина в России по сегодняшнему курсу рубля стоит менее 100 тенге. У нас, как было сказано выше, его стоимость снижена до 105 тенге. Одним словом, отступать есть куда.
Но, вероятно, жадность и губит наших нефтяников, которые когда-то были недовольны тем, что казахстанский «дешевый» бензин уходил в Россию, а теперь еще больше негодуют по поводу того, что его продажи падают. А главное, все нефтеперерабатывающие предприятия оказались затоваренными невостребованной продукцией, что сулит снижением производства.
Вот тут и хочется сказать: ну вспомните свои слова о том, что надо уравнивать цены между казахстанской продукцией и российской, когда это было вам выгодно, и речь шла о повышении цены литра Аи-92 до 150 тенге. Выравнивания с российскими ценами до девальвации рубля. Вспомните и сделайте цену литра не 105, а 97-99 тенге. И сразу прекратим мы заправлять впрок в России, перестанут к нам идти потоки более дешевого бензина, сразу увеличится падающая переработка на казахстанских НПЗ. Наверное, так бы и сделали. Но на кону за этими 6-8 тенге — многомиллионные прибыли. Терять их не хочется. Вот эта жадность и сажает нашу переработку, приносит огромные убытки государству. Но хотят или не хотят бензиновые короли и бароны, а все-таки, думается, придется уравнивать стоимость горючего с российским. Таков закон рынка, где таможенные границы открыты.
Виктор СУТЯГИН