Общество

НОВЫЕ ПОВОРОТЫ СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЫ

Насколько существенными окажутся изменения, вносимые в законодательные акты о государственной службе? Защитят ли реформы права самих госслужащих и укрепят ли доверие общественности к данной сфере? Об этом — в беседе с начальником управления Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в Атырауской области Мухитом ИЗБАНОВЫМ.

— Мухит Каримович, какие новшества предусмотрены в данном законопроекте?

— Прежде всего, стоит отметить, что проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы» был одобрен депутатами Мажилиса Парламента и направлен в Сенат. В первую очередь ожидается, что будет прекращена практика «командных перемещений» и назначений кадров с помощью внеконкурсных перемещений. Как известно, с приходом нового министра или руководителя госоргана полностью меняется его команда. Одно дело, если бы имелись вакантные места, но в большинстве случаев нарушаются права госслужащих, которых увольняют в связи со сменой руководства. И подобная картина наблюдается повсеместно. Поэтому необходимо прекращать такую практику.

Во-вторых, для эффективной работы государственных служащих создается управленческий элитный корпус «А». На сегодняшний день государственные служащие делятся на политических и административных. В связи с изменениями ожидается большое сокращение политических служащих — в шесть с половиной раз.

— А кто относится к политическим служащим?

— Например, на данный момент по Атырауской области насчитывается 95 политических государственных служащих. И если закон будет принят, то их останется всего пять. То есть политическими служащими будут считаться аким области и его заместители. Сейчас в данную категорию входят акимы сельских и поселковых округов, районов, руководитель аппарата акима области, руководители управлений в том числе. Но, вероятнее всего, акимы районов, начальники управлений войдут в корпус «А».

— А что изменится для тех, кто потеряет положение политического госслужащего?

— Статус, увеличивается их ответственность, соответственно — заработная плата. Самое главное — будут повышаться требования к чиновнику.

— Какие еще изменения предусмотрены в законопроекте?

— Изменятся некоторые процедуры, будут поставлены заслоны ряду лазеек, которыми злоупотребляли чиновники. К примеру, раньше при проведении конкурсов на занятие вакантных должностей кандидаты определялись в кадровый резерв, и далее любой госорган, абсолютно любой — министерства или управления в Атырау или Шымкенте — мог забрать специалиста к себе. Теперь такого не будет. Если госорган определил кандидата в резерв, позже его специалиста никто не сможет принять, его сможет взять на работу тот госорган, который ставил его в свой резерв.

— А как быть тем, кто, будучи в резерве, желает перейти на работу в другой гос-орган?

— В этом случае предусмотрена процедура сертификации. Как отметил глава нашего Агентства Алихан Байменов, отныне тестирование будет проводиться без привязки к конкурсному отбору в конкретном государственном органе. По результатам тестирования, по итогам полученных баллов гражданам будет выдаваться сертификат, который будет давать им право участия в конкурсном отборе. Таким образом, время проведения конкурсных процедур госорганами сократится в три раза, с 50-60 до 15-20 дней.

То же самое касается внеконкурсных назначений, в порядке перевода из одного госоргана в другой. Теперь назначения в порядке перевода будут осуществляться только внутри государственных органов, а перевод в другие будет допускаться в случаях, определяемых Главой государства.

— Как стало известно, в целях ужесточения требований некоторые части Кодекса чести государственного служащего, имевшие чисто рекомендательный характер, были внедрены уже в новый законопроект.

— Да, действительно. Есть такое понятие, как «ограничение государственных служащих», когда поступающий на службу гражданин принимает на себя определенные ограничения. Кодекс чести для него уже становится обязательным, при несоблюдении которого человека можно уволить. Раньше за нарушение Кодекса чести можно было только привлекать к ответственности, а сейчас ставится вопрос о том, чтобы уже освобождать от занимаемой должности за несоблюдение ограничений. А оно является отрицательным мотивом для увольнения.

И, возвращаясь к теме внедрения изменений в закон, «перекочевок» из одной области в другую, из одного министерства в другое, использования родственных связей, я не могу заверить, что будет полностью исключена подобная практика. Но, надеюсь, она намного сократится.

— Эта тема настолько актуальна?

— По республике — да, но в Атырауской области всегда были проблемы с нехваткой кадров в государственном секторе, поэтому здесь это не настолько распространено. У атыраусцев всегда был выбор — идти в госслужбу или в коммерческие структуры, нефтяные предприятия.

— В таком случае, что делается для решения этого вопроса? Имеются ли какие-либо центры, школы, где готовят государственных служащих?

— В законопроекте предлагается введение института «наставничества», для этих целей предусмотрены стажировки, чтобы служащий получил профессиональное обучение, накопил опыт, в том числе для тех, кто зачислен в кадровый резерв. Все эти моменты как раз учитываются в новом законе.

— Мухит Каримович, вы являетесь председателем Дисциплинарного совета. На днях в связи с громкими коррупционными скандалами практически полностью сменился состав совета, часть руководителей — членов Диссовета — была смещена с должностей, в отношении одного из них даже заведено уголовное дело. Изменилось ли отношение общественности к деятельности совета, осталось ли доверие к вам?

— Я бы не сказал, что отношение к нам кардинально изменилось. Сейчас состав Дисциплинарного совета полностью обновился. Но если вы посмотрите на статистику, то поймете, что большинство решений принималось в пользу государственных служащих, так как во время обсуждения на Диссовете мы стараемся подходить максимально объективно к рассмотрению вопросов в рамках законов Республики Казахстан.

— Как бы вы определили главную причину прихода госслужащего на заседание Дисциплинарного совета в качестве «ответчика»?

— Неграмотность, невнимательность. Чаще случается так, что руководитель госоргана дал указание в устной форме подписать, перечислить средства за невыполненную работу, чтобы побыстрее освоить бюджет, а наказание несет обычный специалист.

В таких случаях мы предупреждаем, призываем госслужащих не идти на поводу у кого-либо. Я считаю, что к данной проблеме необходимо подходить со всех сторон — улучшить механизмы выделения и освоения средств, проведения открытых конкурсов по госзакупкам. Эти вопросы поднимаются, обсуждаются нами довольно активно. В этих целях мы проводим семинары, совещания и «круглые столы».

Беседовала Шынар ТЕКЕЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Один комментарий

  1. надеюсь данный законопроект будет действовать. так как со сменой главы области меня и других госслужащих попросили уволится по собственному желанию. место нас собрали свою команду. Руководителеь аппарата акима, 1983 года, с небольшим опытом в государственной службе критикует госслужащих со стажем более 10 лет и сменяет их подугрозой на юнцов, у которых родственники имею опрделенное положение в обществе. Так Казахстан не станет правовым демократическим государством.

Проверьте также
Close
Back to top button