Общество

«ПЕРЕЗАГРУЗКА» ПО-КАЗАХСТАНСКИ

Сейчас в казахстанском обществе, средствах

массовой информации, на различных круглых столах и собраниях активно обсуждается опубликованная статья Главы государства Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Все сходятся во мнении о необходимости этого документа, и отмечают большое значение целей и задач, поставленных Главой государства по созданию в стране конкурентоспособного общества. Об этом сегодня разговор с начальником управления внутренней политики Атырауской области, политологом Эльдаром Жумагазиевым.

— На Ваш взгляд, чем мотивирована статья? Почему она появилась именно сейчас?

— Многие представители высшего эшелона власти, комментируя статью Главы государства Нурсултана Назарбаева, называли ее программной. И не случайно. Все прекрасно понимают, что после Жанаозеня произошел очередной надлом в преставление общественных процессов власть имущими. Когда Президент пишет: «Целесообразно принять и ввести в действие справедливые законы и четкие правовые нормы предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, а также функционирования всей системы социальных отношений», он дает свою оценку сложившейся ситуации в стране, и во многом, основываясь на причинах и последствиях трагических жанаозенских событий. И, согласитесь, оценка нелицеприятная. Это оценка действующей системы социальной защиты казахстанцев. Президент так и заявляет: «Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ».

Мы научились худо-бедно зарабатывать, но справедливо распределять накопленные средства между всеми членами казахстанского общества пока не получается.

— Хорошо, допустим. Но существовала же до того периода определенная система сдержек и противовесов в социальной политике страны. Получается, на примере нефтяников она не срабатывает? И что теперь делать государственным органам, придумывать для каждой категории работников свою систему социальных льгот?

— Казахстан — унитарное государство. Все богатства — подземные и надземные — являются достоянием всех казахстанцев. Это основа существования страны. И поэтому, когда нефтяники Мангистау требуют особого внимания к ним за счет богатств, которые принадлежат всем казахстанцам, то это в определенной мере подрывает принципы нашей государственности. Почему так происходит? Потому что опять же в недостаточной мере используются социальные преференции, стандартные для нефтеносных регионов. Нефтяники ни в коей мере не хотят нарушать определенные Конституцией страны основы жизнедеятельности казахстанцев. Они просто недовольны своим социальным статусом и требуют к себе большего внимания. И не без основания. При советской власти система социальных льгот и преференции была четко очерчена. У нефтяников была большая заработная плата и другие социальные выплаты, региональные и районные коэффициенты, обозначенный статус, уважение в обществе. Ежегодные, по итогам года, премии, вручение государственных наград — орденов и медалей придавало нефтяникам ореол героев-тружеников. На них равнялись. Я вырос в такой среде, где молодежь планировала свое будущее только с нефтяной сферой. Шефство нефтяных компаний над социальными объектами имело системный характер. Они строили школы, больницы, целые поселки и т. д. Была система, попав в которую, ты мог быть уверен в своем будущем. В своей статье Президент четко выражает свою точку зрения по этому поводу: «… создание системы общественного поощрения трудовых достижений — один из краеугольных вопросов социальной модернизации в Казахстане».

Я далек от того, чтобы идеализировать все, что было в советское время, но не мешало бы и нам выстроить подобную систему социальных преференций, чтобы нефтяник, сталевар, горняк, строитель, словом, человек труда был доволен своим социальным статусом. Об этом и говорит Президент в своей статье: «Предстоит разработать и внедрить систему качественных социальных стандартов казахстанцев и профессиональных квалификаций, особенно экономически активного населения».

— Нефтяные ресурсы страны, например, в Атырауской области, ограничены, все мы это прекрасно понимаем. Социальные недовольства некоторой части нефтяников Эмбы летом 2010 года еще свежи в памяти. Речь тогда шла о повышении заработной платы, если не ошибаюсь. Если учитывать, что нефтяных запасов в регионе все меньше и меньше, то, как Вы думаете, социальные конфликты неизбежны? Тогда как быть с Обществом Всеобщего Труда?

— Проблем в социальной политике предостаточно. Элементарно, посмотрите, как живут, ну, скажем, люди среднего возраста в наших селах. Это почти 50% населения области и категория людей, которая является экономическим и социальным стержнем региона. Они пополняют бюджет, из которого складываются пенсии и другие социальные выплаты. Это люди, которые кормят страну. Как правило, такие семьи имеют 3-4 и более детей и не редко родителей-пенсионеров. Глава семьи работает в нефтяной отечественной или иностранной компании. Имеет твердую заработную плату от 150 до 300 тысяч тенге в месяц. На отдыхе в лучшем случае «таксует у базара», как пишет Президент. Я все детально разбираю, потому что хочу сказать, как все на них завязано. И стоит уволить одного человека из данной категории, как проблема охватывает все семейство, как минимум, 5-6 человек. И если увольняются 8-10 тысяч человек, как скажем, это происходит сейчас в Атырауской области в связи с окончанием строительства завода на Карабатане, то эту цифру необходимо умножить на 5-6, и мы увидим реальную картину социальной проблемы. Да, многие из них будут искать новую работу самостоятельно, но будет и категория безработных, которым без государственной помощи не обойтись. Поэтому, как пишет Президент: «…если мы хотим стать конкурентной нацией, то эту психологию надо изживать! Надо осваивать новую квалификацию… В других странах люди едут на заработки далеко за границу и без всяких гарантий. …Поэтому надо ехать туда, где есть работа».

Другая плоскость проблемы — это планирование в среднестатистической казахстанской семье. Рождение ребенка — это очень большая ответственность для родителей. Но не все молодые пары готовы нести ее. Но, несмотря на это, часто они заводят 3-х и более детей. «Құдайдың бергені» — как у нас принято говорить. Если семья обеспечена материально и дети ни в чем не нуждаются, то, ради бога, это тот стандарт, к которому необходимо стремиться. А если семья едва сводит концы с концами? А таких семей немало. Приведу пример. Мать семейства работает техничкой в школе, подрабатывает уборкой квартир в городе. Муж не имеет постоянной работы, перебивается случайными заработками. Имеют 4-х детей. Живут в общежитии пригородного поселка. Недавно получили землю — 10 соток. Взяли кредит в банке и залили фундамент будущего дома. Сейчас жена ежемесячно выплачивает кредит. Проблема у них началась, когда старший сын закончил 9 класс средней школы и изъявил желание продолжить обучение уже в колледже. Во-первых, он самостоятельно не смог поступить в выбранное учебное заведение, а во-вторых, оплату за обучение они не могли себе позволить. Но им повезло, помог хороший знакомый, который договорился, что сына примут в колледж и, что самое важное, с него не будет взиматься плата за все годы обучения. В общем, проблема была решена. К этому времени окончил школу 2-й сын. Он набрал проходной бал в вуз, но опять же возникла проблема с оплатой за его обучение. И на этот раз им протягивает руку помощи тот же знакомый. Он объясняет проблему руководителю вуза, и тот зачисляет его в вуз за счет ректорского гранта. Но кроме них подрастают дочь и младший сын. По замыслу родителей, к этому времени двое старших должны закончить учебу, устроиться на работу и помочь младшим поступить в учебные заведения. Но как получится на самом деле, неизвестно. Пример данной семьи — это, скорее, исключение, чем закономерность. Им повезло, встретился человек, который смог помочь их детям.  Так вот, на мой взгляд, функцию этого доброго человека должно было взять на себя государство. Отсутствие четко очерченных социальных преференций не позволяет многим семьям обучить своих детей. А, как известно, без хорошо образованного населения Общества Всеобщего Труда не построить. В принципе СТИМУЛИРОВАНИЯ Нурсултан Назарбаев пишет: «Государство создает условия для того, чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни. Государственная социальная поддержка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности. Да, государство будет помогать там, где без этого не обойтись».

Тут мы переходим к главной теме нашего разговора, а именно, о необходимости создания условий для насаждения культа образования в каждой казахстанской семье. Действительно, тема очень серьезная и актуальная, готовая стать идеологией страны, основой которой будет конкурентоспособный казахстанец, о чем и говорит Президент. Ведь реалии таковы, что в глобальной экономике и в мировом политическом устройстве выигрывает та страна, которая больше вкладывает в развитие человеческого капитала. Примеры развитых европейских стран, США, Японии, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии у всех на устах. Но, я думаю, если государственная машина пропаганды приложит усилия и доходчиво объяснит родителям, почему они должны быть заинтересованы в образовании своих детей и, соответственно, количество таких семей будет расти, то лед тронется и у нас в стране. Принципы просты и доступны, реализация которых не требует больших капитало-вложений. Родители должны создать все условия, чтобы ребенку ничто не мешало читать, решать задачи, писать сочинения, в общем, самосовершенствоваться. Если прием гостей может помешать моему сыну или дочери хорошо подготовиться к занятиям, то, однозначно, данное мероприятие подлежит отмене. И, что самое главное — потенциального гостя этот ответ вполне удовлетворит, и он не будет в обиде на вас. Это основные принципы общества, где культ образования в семье является стержнем взаимоотношений всех участников процесса. То есть, если что-то или кто-то может навредить образовательному процессу, то это может подождать. Главное — образование детей, все остальное второстепенно — вот главный принцип стремящегося к конкурентоспособности общества. Именно эта мысль проходит красной нитью в статье Елбасы.

Что происходит в большинстве современных семей? Я уже говорил о неспособности многих молодых пар планировать будущее своей семьи, потому что редко какой отец после прихода с работы спрашивает об успехах своего чада в школе, не говоря уже о том, чтобы проверить, как он сделал домашнюю работу. А это очень важно сделать, потому что ребенок будет четко знать, что его обучение проходит под постоянным контролем не только в школе, но и дома. Это дисциплинирует. Кроме того, не теряется нить, которая соединяет родителей с их детьми. Есть же выражение: «Не заметил, как выросли мои дети». А часто в семьях, где ребенок предоставлен самому себе, происходят конфликты между представителями двух поколений, рушатся семьи, дети уходят из дома. Таких примеров очень много. Плохо окончив школу, часто ребенок не может найти себя в жизни. И, не желая того, пополняет ряды социальных аутсайдеров. Все мы знаем с детства, что: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Правильно? А сами, не приложив достаточного усилия, хотим, чтобы наши дети были отличниками и хорошистами. Это главный стереотип, который необходимо поломать.

И самое главное условие успешной социальной модернизации, создания полноценного Общества Всеобщего Труда — это качественное образование, здравоохранение и эффективная работа правоохранительной системы. Жизненно необходимо для современного казахстанского общества поднять в разы уровень заработных выплат, как минимум, учителям, врачам и полицейским. Это основа роста социального благосостояния современного казахстанского общества. Здоровая, конкурентоспособная образовательная система буквально через несколько лет способна оздоровить общество и стать локомотивом действительно глубоких преобразований в современном казахстанском обществе. Я думаю, бюджет страны может позволить себе подобные траты, тем более, если они восполняемы по сравнению с нефтяными и газовыми запасами.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button