Цифровизация поможет нефтепромышленной отрасли увеличить объемы производства и улучшить качество выпускаемой продукции. Такое мнение высказали эксперты, выступившие на семинаре «Цифровая трансформация в нефтесервисе», организованном PwC совместно с Британской торговой палатой.
«Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем Послании четко обозначил, что цифровизация является неотъемлемым элементом, необходимым для модернизации республики. На сегодняшний день в области цифровизации проводится много мероприятий и реализуется достаточное количество проектов», — считает Булат Абишев, руководитель по развитию цифрового бизнеса — СНГ GE(Дженерал Электрик).
«В частности, если говорить о нефтегазовой отрасли, сейчас реализуется проект с применением технологий BHGE (Baker Hughes, a GE Company) по цифровизации нефтеперерабатывающих мощностей, направленный на увеличение межсервисного интервала на заводах. Тем самым отпадет необходимость останавливаться на ремонт каждый год. И все это благодаря аналитике умных сигналов о состоянии оборудования, поступающих со специальных датчиков в режиме онлайн», — говорит эксперт.
По его словам, такие методы позволяют довольно четко оценить степень изношенности оборудования и уже отходить от ремонта по расписанию к ремонту по состоянию.
«Естественно, от этого выигрывает и страна, потому что не останавливаются большие нефтеперерабатывающие заводы, выигрывает и потребитель, который бесперебойно получает топливо, выигрывает непосредственно и сама компания, получая возможность эффективнее управлять своими активами. Надеемся, что уже в 2019 году данное решение будет внедрено и начнет приносить пользу Казахстану», — поделился собеседник.
Другой эксперт — партнёр PwC Strategy& Ирина Гайда рассказала, что сейчас нефтедобывающие компании и компании нефтесервисного сектора активно инвестируют практически во все технологии Индустрии 4.0.
«При этом, конечно же, нефтесервисные игроки несколько более агрессивны и, что называется, бегут быстрее вперед», — отмечает она.
По словам эксперта, помимо традиционных нефтесервисных игроков, в услуги для нефтегазовой отрасли заходят традиционно технологические компании, такие как IBM, Google и т.д. Поэтому конкуренция в этой отрасли становится все более напряженной. И, конечно, учитывая все эти эффекты цифровой экономики, когда победитель получает все, а активом становится не физический актив, а владение информацией, всем участникам отрасли нужно осмыслить, на чем они фокусируются и иметь стратегию цифровой трансформации или цифровизации.
«У нас есть исследование, посвященное цифровой зрелости компаний. И мы видим, что относительно других отраслей в нефтянке достаточно немного игроков, которых можно было бы назвать цифровыми чемпионами», — говорит Ирина Гайда.
Относительно других отраслей проникновение цифровых технологий идет здесь медленно.
«Это, наверно, объясняется здоровым консерватизмом индустрии. Отрасль традиционно полагается на своих поставщиков в части каких-то инновационных тем развития», — делится мнением эксперт.
По ее данным, сейчас в плане цифровой трансформации другие отрасли опережают банковская сфера, медицина, товары народного потребления, которые гораздо больше продвинулись в плане цифровизации.
Отметим, что семинар был организован и проведен для того, чтобы рассказать слушателям об изменениях, происходящих в нефтегазовой отрасли, благодаря проникновению цифровых технологий и о том, какие первые шаги должны сделать казахстанские нефтесервисные компании, чтобы стать более эффективными.
Дулат ТАСЫМОВ