Общество

НЕ ГОРЯТ ФАКЕЛЫ НА ВОСТОЧНОМ МАКАТЕ

11 декабря на месторождении Восточный Макат нефтегазодобывающего управления «Доссормунайгаз» АО «Эмбамунайгаз» состоялась церемония презентации установки по подготовке и транспортировке попутного газа. Если ранее в целях утилизации попутный газ закачивался обратно в пласт для поддержания пластового давления или попросту сжигался на факелах, то сегодня он используется жителями Макатского и Кызылкогинского районов в быту.

С введением новых изменений в Экологический кодекс республики и в рамках реализации Киотского соглашения, к которому присоединился и Казахстан, в стране был введен запрет на сжигание попутных газов на факелах. Это усложняло работу отечественных нефтегазодобывающих предприятий, но решение перерабатывать сырье, которое уничтожалось как отходы, причиняя вред экологии региона, оказалось выгодным. Сегодня нефтяной попутный газ, который поступает непосредственно с Восточного Маката, не сжигается на факелах, а попадает по магистральным трубопроводам прямо в дома макатцев и кызылкогинцев.
По информации первого заместителя генерального директора АО «Эмбамунайгаз» Айболата Габдуллина, вначале на установке попутный нефтяной газ проходит процессы осушки и компримирования (сжатия), полную переработку. Конечный продукт, соответствующий казахстанским государственным стандартам, транспортируется до потребителей.


— Газ мы отправляем на обслуживание собственных котельных, других социальных нужд, даже получаем электроэнергию, — рассказывает Айболат Габдуллин. — Он также используется на соседних месторождениях, особенно на Северном Жолдыбае. Большая часть газа закупается АО «КазТрансАймак». Далее голубое топливо поступает на месторождения Макат, Кенбай, Жамансор, им обеспечиваются практически все населенные пункты района, до границы с Актюбинской областью.
Мощность установки — 40 миллионов кубических метров газа в год. Это первая установка малой мощности в Атырауской области. Генеральный директор ТОО «Гео Энерджи Груп» Владимир Тельбухов рассказал о сложностях строительства конструкции:
— Данный проект вошел в число 25 инновационных проектов, реализуемых в Казахстане, — комментирует специалист. — Два из них успешно осуществлены в Атырау — один здесь, на Восточном Макате, второй — на месторождении Балгимбаева.
Официальная дата начала строительства объекта — 2012 год. Трудности возникли с транспортировкой сложнейшего оборудования, часть которого — компрессорные установки — была приобретена и доставлена тяжелым транспортным самолетом Ан-124 из Хьюстона, США. Сборка технологического оборудования производилась в Объединенных Арабских Эмиратах, в Дубаи. Из ОАЭ установки переправлялись через Персидский залив в Иран. Военные конфликты на Ближнем Востоке также повлияли на работу «Гео Энерджи Груп»: из-за большого транспортного коллапса, создавшегося в иранском порту, специалистам пришлось дожидаться разрешения проблем, а затем с опозданием переправлять ценный груз автомобильным транспортом через Туркмению в Казахстан.
К слову, как отметил Владимир Тельбухов, если в 2012 году на Восточный Макат можно было попасть через степь по бездорожью, то сегодня, благодаря новой асфальтированной дороге, начинающейся от трассы «Атырау — Актобе», вопрос с доставкой грузов не стоит так остро. В день презентации установки прошла и церемония открытия данной дороги, которую построило АО «Эмбамунайгаз» для нефтедобытчиков, трудящихся на месторождении.
Руководители предприятий заказчиков и подрядчиков, реализовавших данный сложный проект, поздравляют нефтяников с приятным событием, в торжественной обстановке разрезаны ленты, гости осматривают объект.
На установках работают 23 специалиста АО «Эмбамунайгаз», которые прошли специальный курс по управлению оборудованием в АО «Татнефтегазпереработка». Здесь внедрен автоматизированный контроль и полная компьютеризация.
Как заверил Владимир Тельбухов, это проверенная технология, которая широко используется в мире, безопасность гарантируется.

Шынар ТЕКЕЕВА,
фото
Рахима КОЙЛЫБАЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button