Водителей – хамов, отличающихся агрессивным поведением за рулем, на наших дорогах стало больше. И каждый раз, оказываясь на дороге, убеждаюсь в этом. Лихачество превратилось в излюбленное занятие атырауских шоферов. Жуткий скрип колес автомашин, резко срывающихся с места, рвущаяся из динамиков магнитолы ритмичная музыка – реалии нефтяной столицы. В такие моменты задаюсь вопросом: «Куда летит-то?». На встречу. Со Смертью.
Ихоооооооо
Полицейские заявляют, что ситуация с дорожной безопасностью стабилизируется. Так, недавно на отчетной встрече с населением республики глава МВД РК подчеркнул, что стабилизации уровня аварийности на дорогах способствовало выполнение комплекса мер, в том числе и законодательных. В соответствии с Законом «О дорожном движении» проработаны Правила дорожного движения, в Административном кодексе усилена ответственность за правонарушения, которые являются основными причинами дорожно-транспортных происшествий.
Но аварии продолжаются. Только за пять месяцев нынешнего года в нашем регионе в 93 дорожно-транспортных происшествиях погибло 12 человек, 112 получили телесные повреждения различной степени тяжести. Недавно на астраханской трассе в страшной аварии при столкновении двух легковых автомобилей погибли пять человек, среди них ребенок. Еще три пассажира обеих машин получили тяжелые телесные повреждения. Причину трагического происшествия установит служба дознания полиции, но, несмотря на все последующие выводы и заключения, погибших уже не вернешь.
В прошлом году за аналогичный период в 101 ДТП погиб 21 житель Атырауской области, 125 получили различные травмы. Такая вот страшная статистика. Большая часть аварий происходит с участием персональных легковых автомобилей.
– С чем связаны дорожно-транспортные происшествия на дорогах региона, – интересуемся у начальника отделения надзора за дорожным движением Местной полицейской службы ДВД Атырауской области майора полиции Кайрата Абдыгалиева. – Может, с качеством «серых полотен», или состоянием автомобиля?
Как выяснилось, основная причина – несоблюдение правил дорожного движения.
– Дело в людях, сидящих за рулем «железных коней». Причина большинства аварий в превышении скорости дорожного движения, выезд на полосу встречного движения, в несоблюдении дистанции между автотранспортными средствами, – поясняет Кайрат Абдыгалиев. – Например, выезд на полосу встречного движения в большинстве случаев такая категория нарушений, к которой относятся дорожные инциденты с особо тяжелыми последствиями. Несомненно, здесь превалирует человеческий фактор.
С этим трудно поспорить. Один мой знакомый, который давно помахал рукой молодости, водит автомобиль бесшабашно и на большой скорости. От страха буквально вжимаешься в спинку сиденья, и пот начинает предательски стекать пауком. Периодические увещевания, типа «а почему бы тебе не ездить осторожно, это очень опасно», как об стенку горох.
– Какой же водитель не любит быстрой езды, – в ответ только залихватское объяснение. И, нажимая на педаль газа, восклицает протяжно: – «Ихоооооо».
Три «Д» правильного водителя
Часто все шишки за ситуацию на дорогах валятся на учебные курсы по подготовке водителей. Мол, там плохо учат водить машину, отсюда все недочеты.
– Чему тут удивляться, такое качество подготовки в учебных центрах, да еще водительские права продают как горячие пирожки, – высказывается водитель с 30-летним стажем Жанибек У. – Я езжу по правилам три «д» – дай дорогу дураку. Таким ничего не докажешь, даже если нарушают, лучше пропустить.
– На водительских курсах попросту халтурят, посмотрите на молодых водителей, поворотники не включают, поворачивают так, как им удобно, а не по правилам, – доказывает другой шофер.
Вместе с тем руководители учебных центров считают, что свою работу они выполняют профессионально, но экзамены ведь принимают в полиции, она же и дает разрешение на управление автотранспортным средством.
– Нечего валить все на учебные центры и продажность полиции, что за деньги на все закроют глаза, – горячится еще один водитель. – Все зависит от самого водителя, его гражданской ответственности. Какой резон ему выезжать на дорогу и при этом не знать, как двигаться дальше, как действовать при той или иной дорожной ситуации? Только глупые люди могут так поступить.
Технике вождения можно научить любого человека. К слову, в других регионах прием экзаменов на знание правил дорожного движения осуществляется в специализированных ЦОНах. У нас тоже будет такой ЦОН. На недавнем отчете перед населением лично пообещал министр внутренних дел республики.
А как быть с психологической составляющей? Может, курсы по психологии для водителей открыть? На курсах вождения нет возможности «промыть мозги» потенциальным любителям ездить с ветерком? Ведь автотранспорт – объект повышенной опасности, и, к сожалению, не все молодые, и не только, водители учитывают этот фактор.
По мнению врача одной из атырауских клиник Марины Мудренко, общее напряжение многих водителей связано с ритмом жизни, подчас нестабильностью, переживаниями. Они мало отдыхают, мозг занят тем, где бы заработать. Это повышает тон агрессии, все это отражается на поведении за рулем.
– Почему во время управления автомашиной по телефону нельзя разговаривать? Это совсем не связано с тем, что водитель держит телефон. Дело в том, что в этом случае его мозг переключен на другое действие, а не на дорогу, внимание рассеивается, – поясняет врач Марина Мудренко. – Если у человека есть общая эмоциональная нестабильность, вызванная переживаниями, например, как бы работу не потерять, да еще при этом кто-то создает аварийную ситуацию, подрезает, он теряет контроль со всеми вытекающими отсюда последствиями.
…Вечер. Спешу домой. Светофор дружелюбно моргнул зеленым глазом. Осторожно ступаю на «зебру» и вдруг буквально в шаге от меня стремительно пролетает машина. Мысленно перекрестившись и понимая, что мне сегодня повезло, как обычно обращаюсь в никуда: «Ну, куда же ты летишь, водитель?»
Светлана НОВАК