НАШИ ТРАДИЦИИ — НАШЕ ПРОШЛОЕ

Наши традиции наше прошлое Общество

Все мы свидетели того, что религия занимает все больше места в нашем обществе. Оно и верно, по этому случаю говорят, что если в сердце человека нет веры в Бога, то в нем поселяется шайтан. Сегодня мы хотели уделить внимание молодым людям, которые решили вступить на религиозный путь: посещать мечети, читать пятикратный намаз, проводя омфовение, одним словом, совершать религиозные обряды. Что само по себе приветствуется. Но почему-то чаще всего этому не рады родители, потому что со временем их чадо, на которое возлагались большие надежды, начинает отдаляться от семьи, от родителей, начиная упрекать их в том, что весь образ их жизни не соответствует канонам шариата, и даже питаются отдельно, считая, что мясо, купленное на базаре, это харам. Что за всем этим следует, все мы знаем, потому что подобных фактов становится все больше.

Это тревожный сигнал для всего общества, так как подобным образом подрываются основы семьи, которая является опорой государства. Учитывая, что данный факт довольно распространен, мы решили побеседовать с молодым человеком, отец которого обратился в информационно-аналитический центр, созданный при управлении по делам религий Атырауской области, с жалобами на поведение сына. Назовем его Ильясом, спортсмен, дзюдоист, 25 лет, окончил колледж, школу с русским языком обучения, работает охранником. Вот что он нам поведал:
— Я не против наших обычаев, но считаю, что необязательно печь 7 лепешек. Зачем это надо, и вообще, разве есть в Коране что-то про лепешки? Считаю, что необязательно ездить на могилы умерших людей, в том числе и святых. Зачем? Ведь они были такими же людьми, как и мы? Необязательно организовывать тои, приглашать большое количество людей, проводить поминки.
Я тоже думаю, что надо почитать старших, уважаю своего отца, но он не разделяет моих религиозных взглядов, потому что воспитывался в советское время, когда про религию ничего не говорили, и поэтому ничего не знает в этом плане. Я, например, хочу жениться. Но он мне не разрешает, говорит, что не позволит привести в дом невестку в нихабе. В общем, у меня с ним много разногласий.
В данное время я увлекся религией ислама и самостоятельно читаю религиозную литературу, но я не знаю ничего про мазхабы, зачем они нужны? Придерживаюсь принципа «Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает». Если я заблуждаюсь, значит, на то воля Аллаха, и я ничего не могу поделать. Значит, мне суждено пройти этот жизненный путь. Верю только в Аллаха и больше ни в кого.
Такого мнения придерживается сегодня Ильяс. Родителей беспокоит, что их сын отходит от казахских традиций, на которых всегда держалось наше общество. Не буду скрывать, что примерно такой же позиции придерживались и другие молодые люди, которые, скажем так, «отпочковались» от общества и могут представлять опасность.
Какие советы могут дать специалисты центра в данном случае?
Сабыржан Толегенов, теолог Атырауского информационно-аналитического центра, созданного при управлении по делам религий Атырауской области:
— Судя по рассказу Ильяса, я бы отметил его общую религиозную безграмотность, выражающуюся в том, что он не придерживается ни одного из четырех мазхабов. Вследствие чего не знает важную роль мазхаба в религии ислама, различий между ними, читает намаз не по традиционным правилам, путается опять-таки из-за религиозной безграмотности в вопросе вероубеждения или акида. Попробуем разобраться.
Итак, в данной ситуации у молодого человека, можно сказать, полностью отсутствуют религиозные знания, так как он не смог ответить на наши простые вопросы. У него есть какие-то сведения, но нет глубоких знаний. Ведь для этого надо учиться с младых лет, начиная с медресе, в котором обучают арабскому языку, чтобы самостоятельно читать литературу в первоисточнике и, постигнув суть аятов, знать уким. Также необходимо знать хадисы Пророка Мухаммеда (мир Ему!). Ведь любой перевод, допустим, на русский язык, потом еще на казахский, искажает смысл. Тем более в арабском языке, как, впрочем, в любом другом, одно слово может нести несколько значений. Арабский язык не входит в программу общеобразовательной школы, и многие молодые люди приступают к отправлению религиозных обязанностей совсем не подготовленные к этому. А если приступить к обучению, то оно займет, можно сказать, всю жизнь. Если все станут богословами, то кто будет работать инженером, врачом, сантехником и так далее?
Теперь мы подошли к важной роли мазхаба в исламе. Ильяс полностью отрицает его роль и не придерживается мазхаба. Это ведет к искажению или неполноценности его пути по служению Аллаху. В чем он ошибается? Это слово произошло от арабских слов «путь», «школа», «направление», означает религиозно-правовые школы в суннитском исламе, всего их четыре — ханафитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский. Духовное управление мусульман Казахстана объявило, что в РК мусульмане придерживаются ханафитского мазхаба, как и наши предки. Значит, все мы должны следовать данному мазхабу. Это очень важно. Поскольку мазхабы разнятся между собой. К примеру, порезался ножом при резке хлеба, появилась кровь. Нарушено омовение или нет? В одном мазхабе сказано, что нарушено, в другом — что можно завязать рану и проводить намаз без омовения.
Другой пример — прикосновение к женщине, не состоящей в его махраме (мать, жена, сестра и так далее). В одном мазхабе омовение нарушается, в другом — нет. И так далее, думаю, теперь понятно, почему необходимо определиться с мазхабом.
Теперь о намазе. Ильяс читает намаз одновременно в четырех мазхабах. Непонятно, есть у него наставник, учитель, который несет ответственность за своего ученика, или нет? В исламе это очень важно. К сожалению, многие молодые люди увлекаются пополнением информации из других источников — Интернета, дисков. Человек, который вступает на религиозный путь, может ошибаться. Подтверждением тому являются слова ученых: «Если ученик не имеет наставника, то его наставником является шайтан».
Теперь о вероубеждении или акиде. Я заметил, что воля этого человека уже кем-то подавлена. Вероятно, теми, с кем он уже общается. Очень жаль, ведь он начинающий спортсмен. А для спортсмена очень важно стремление к цели и вера в себя. Когда дзюдоист выходит на татами, на котором есть только его соперник, он верит в себя и еще в кого-то, чаще всего, в соответствии с его религией, или просто в высшие силы. В разговоре молодой человек несколько раз повторил слова: «Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем кого пожелает». По его понятиям данного аята Корана получается, что если человек грешник, то он всю жизнь должен грешить или, наоборот, если человек на правильном пути, то это ему написано судьбой. Он не изменит свою жизнь. Возьмем такой пример, если человек пьющий или наркоман, то он должен прожить свою жизнь подобным образом, потому что он не может изменить свою жизнь, более того, даже не вправе. Но толкование этого аята намного шире. Оно означает, что у человека всегда есть два пути: правильный и неправильный. Какой путь он выберет, зависит только от него. Попытаюсь объяснить на самом примитивном примере. Пешеход, чтобы дойти до цели, может идти по одной улице или по другой. Но идти одновременно по двум улицам он просто физически не может. То же самое и в акиде: один выбор исчерпывает другой.
Жарас Есенгалиев, руководитель информационно-аналитического центра при управлении по делам религий Атырауской области:
— Нынешний год объявлен ДУМК Годом религии и традиций. Очень своевременно, поскольку мы видим, что Ильяс не знает наши казахские традиции и обряды, которые тесно переплелись с религией ислама, мазхабом Абу Ханифа. Скажу больше, он их отрицает. Издревле наши матери пекли в пятницу 7 лепешек и раздавали их соседям, родственникам. Пекут лепешки и на поминках. Он говорит, что в Коране ничего не сказано, что нужно печь 7 лепешек. Но в Коране ничего не сказано и о том, что нельзя печь лепешки. Это традиция, которую можно рассматривать и как садака, и как проявление уважения.
В наших традициях — посещение могил святых людей. Сейчас распространено мнение среди молодых людей о том, что это были такие же люди, как и мы. Не спорю, в физическом плане, да. Но в своем духовном развитии, в постижении глубин религии ислама они достигли таких высот, за что были наделены Аллахом святостью. Им было под силу через чтение сур Корана остановить течение реки, чтобы повернуть ее вспять, поднять ураган, изменить свой внешний вид, став лебедем, и упорхнуть в небо и так далее. Они могли предсказывать будущее, определить погоду, предсказать природные катаклизмы, оберегая тем самым сородичей от различных напастей. За что и пользовались огромным уважением людей. Поэтому их имена остались в народной памяти через столетия. Кто из сегодняшних религиоведов может продемонстрировать подобное? Недаром говорят, что без прошлого нет настоящего. Наши традиции и есть наше прошлое. Мы не манкурты.
Новоявленные религиоведы настаивают на том, что якобы они принесли ислам в Казахстан. Это неправда. Несмотря на идеологию прошлых лет, наш казахский народ, может, открыто не проявлял, но и не отрекся ни от ислама, ни от своих традиций.

Гульжан ЕЛЕШЕВА
Автор выражает признательность информационно-аналитическому
центру при управлении по делам религий Атырауской области
за содействие в подготовке данного материала,

иллюстративное фото из архива «ПК»

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна