Общество

НАМЕРЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧИСТЫЕ, А ДЕЛА — ДОБРЫЕ

Сегодня, 4 октября, мусульмане начнут отмечать свой главный праздник — Курбан айт. Праздничный намаз по Атырауской области состоится в 8.30 утра. В первый день праздника представители всех шести городских мечетей планируют провести праздничное мероприятие наряду с благотворительной акцией для малоимущих семей в ФОКе поселка Балыкши.Напомним, что в дни празднования Курбан айта, в течение трех дней, во всех домах мусульман должен быть накрыт праздничный дастархан. Каждому, пришедшему поздравить с праздником, положено отведать мясо животного, принесенного в жертву. Будет правильным, если поссорившиеся люди смогут простить друг друга и помириться. Посетить больных, по возможности помочь нуждающимся, сиротам и вдовам, дать им почувствовать атмосферу праздника — тоже в списке благих дел, которые можно совершить в эти дни, чтобы получить сауап — небесное вознаграждение.
Однако понять значимость Курбан айта нельзя без знания его сути и смысла обрядов, поэтому наша газета, возможно, кому-то напомнит о величии праздника, другим же поможет открыть новое, осознать истинные мотивы ритуалов последователей пророка Мухаммеда.
Об истории возникновения праздника рассказал главный имам области Батыржан Мансуров.
«Праздник жертвоприношения стал известен благодаря пророку Ибрахиму и его сыну Исмаилу. Однажды Ибрахим увидел сон, в котором Всевышний велел ему принести в жертву своего сына Исмаила. Это было тяжелое испытание, но Ибрахим подчинился воле Аллаха. В тот момент, когда он занес нож над горлом сына, в небе появился ангел Джабраил. Держа в руках барашка, ангел произнес: «Ибрахим, Всевышний тобой доволен, ты прошел испытание. Вместо сына принеси в жертву этого барана». Данный эпизод, произошедший вблизи Мекки, стал основополагающим при установлении обряда жертвоприношения как одного из важнейших предписаний ислама», — завершил свое повествование имам.
Таким образом, именно со времен Ибрахима верующие следуют этому предписанию и стараются призвать друг друга к милосердию, состраданию, доброте и щедрости, вспоминая доброту Всевышнего и повеление Его не проливать человеческую кровь.
— Что люди должны знать об обряде жертвоприношения? — спросили мы у наиб-имама мечети «Имангали» Мурата Газизова.
— Совершеннолетние, дееспособные, обладающие имуществом или деньгами сверх прожиточного минимума мусульмане обязаны совершить обряд жертвоприношения, — подчеркивает священнослужитель.
По словам наиб-имама, время для курбан шалу (принесения жертвоприношения) наступает после праздничной молитвы, а завершается незадолго до захода солнца третьего дня, хотя, если человек по уважительным причинам не смог совершить обряд жертвоприношения в дни праздника, то допустимо и в четвертый день до 17:00 ч. вечера. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток. Если верующий приносит в жертву животное до того, как начнется самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо.
В хадисе, переданном от Али-асхаба, говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам, отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».
На вопрос, каких животных используют для этого обряда, нам ответил глава городской мечети «Куспан молла» Эммат Гумаров.
«Для жертвоприношения можно использовать верблюдов, коров, быков, баранов или овец. Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. При этом верблюда и корову можно резать и за семерых, а барана и овцу — только за одного мусульманина. Если в семье режут одного барана или овцу, то вознаграждение получает вся семья», — объясняет имам.
Добавим, что выбор жертвы для Курбан айта также строго регламентирован Кораном. Для жертвоприношения нужно здоровое животное возрастом не менее года. У него не должно быть серьезных изъянов: отрезанных ушей, сломанных рогов, отсутствия большинства зубов или большей части хвоста. К тому же животное не должно быть слепым на один или оба глаза. Особь с подобными изъянами не может быть принесена в жертву.
— Как поступают с мясом жертвенного животного?
— Тот, кто совершил жертвоприношение, — продолжает беседу своих братьев по вере наиб-имам мечети «Имангали» Каирбек Отызбаев, — не может ничего продать от жертвенного животного — ни мяса, ни шкуры.
Согласно сунне пророка, мясо жертвенного животного делят на три части: две части раздают бедным, сиротам, малоимущим, а третью мусульманин оставляет себе, но если и ее отдаст малоимущим, оставляя для своей семьи лишь часть для приготовления праздничного обеда, то по шариату это еще лучше. Приносимая жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает пропитание бедной части мусульманской общины.
Решить спор вокруг обычая шектик (поминание умерших), который празднуют чуть раньше Курбан айта, поможет главный имам области Батыржан Мансуров.
По словам главы областного духовенства, данная традиция приветствуется как садака (пожертвование). Однако Курбан айт следует праздновать обязательно. И если на шектик вы совершили заклание животного, то и в Курбан айт должны обязательно провести обряд жертвоприношения. Вдвойне будет считаться сауабом, если поминать умерших вы станете в дни Курбан айта.
Прямая речь
— Как в Вашей семье празднуют Курбан айт?

Динара Кенжегулова, ученица 11 класса городской гимназии №30:
— Курбан байрам для нашей семьи — святой праздник. Жертвоприношение мы совершаем в первый же день айта. Часть мяса всегда отдаем малоимущим. Думаю, когда у меня появятся свои дети, я также буду учить их продолжать традиции своего народа. Считаю, что подобные религиозные праздники могут и должны объединять людей вокруг светлых идеалов, а молодежи, вроде меня, желаю прислушиваться к советам старших и приобщаться к вере.
Акмарал Избергенкызы, преподаватель СШ №5 имени Г. Мусрепова:
— Курбан айт — это большой религиозный, можно сказать, национальный праздник. Придание ему статуса выходного дня свидетельствует об уважении государства к духовным потребностям и интересам верующих. Курбан айт олицетворяет заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех атыраусцев с этим великим днем. Курбан айт кабыл болсын!
Мария Абилова, пенсионерка:
— Все мое детство и молодость прошли в государстве с коммунистической идеологией. Поэтому я не привыкла строго следовать канонам ислама. Однако отношусь к традициям предков очень уважительно. Сейчас, будучи бабушкой, стараюсь все свои знания об обычаях нашего народа донести до детей, внуков. Безусловно, Курбан айт будем праздновать в ближайшие священные три дня. Напечем бауырсаков, шелпек, раздадим мясо. В общем, как бы люди ни отмечали Курбан айт, главное, чтобы намерения у них были чистые, а дела — добрые.

Айнура Жубанова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button