НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ВПРАВЕ ИСКАТЬ ПРАВДУ
Налоговым комитетом Министерства финансов РК разработана Стратегия борьбы с коррупцией в органах налоговой службы Республики Казахстан.
Она основана на оценке ситуации и перспектив по построению высокоэффективной налоговой службы, культивированию нетерпимости к коррупции внутри органов налоговой службы. Основная цель стратегии заключается в совершенствовании системы противодействия коррупции в органах налоговой службы. В свою очередь, достижение этой цели требует осуществления разносторонних и последовательных мер по выполнению таких приоритетных задач, как реализация мероприятий по устранению коррупционных проявлений во всех сферах налоговых отношений, внедрение системы управления рисками, совершенствование ведомственного контроля. Существенное значение в сфере борьбы с коррупцией придается поднятию имиджа органов налоговой службы и повышению налоговой культуры налогоплательщиков, а также взаимодействию и активизации сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией с правоохранительными органами и институтами гражданского общества. Реализация стратегии осуществляется по конкретным направлениям. В их числе соблюдение сроков оказания государственных услуг с целью исключения бюрократических проволочек и необходимости поиска налогоплательщиком путей «ускорения» решения вопроса. Например, получить свидетельство налогоплательщика можно в течение двух рабочих дней, свидетельство индивидуального предпринимателя или патент — за один день, выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом — по истечении двух рабочих дней и т.д. Понятно, что при таких минимальных сроках налогоплательщик не будет искать альтернативные пути получения государственной услуги.
Кроме того, минимизация контактов работников органов налоговой службы с налогоплательщиками путем увеличения количества электронных налоговых услуг, создания и развития современных центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков. На сегодняшний день более 90% действующих налогоплательщиков переведены на электронный обмен документами с налоговым органом. В результате налогоплательщики, не выходя из своего офиса, отправляют налоговую отчетность, просматривают свои лицевые счета, получают уведомления от налогового органа. Все это также, в некоторой степени, решило проблему очередей в территориальных налоговых управлениях.
Снижению уровня коррупции способствует и совершенствование условий труда, повышение заработной платы работникам органов налоговой службы и разработка гибкой системы премирования с целью стимулирования их профессионализма. Эти меры уже дают положительные результаты, однако для полного искоренения коррупции необходима поддержка и полное понимание со стороны налогоплательщиков, выраженные в нетерпимости к этому опасному для государства явлению.
Впервые в казахстанском законодательстве предусмотрены меры по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, возложена обязанность на государственных служащих по сообщению о ставших им известным правонарушениях. В этих целях в Налоговом департаменте Атырауской области функционирует телефон доверия 45-15-12, по которому можно позвонить и сообщить о неправомерных действиях или бездействии сотрудников налоговых органов области.
Эльмира ИСКАЛИЕВА,
руководитель управления контроля качества налоговых услуг
Налогового департамента по Атырауской области