С давних времен существует народная казахская легенда о том, что музыка и пение имеют неземное и даже мистическое происхождение. Очень высоко в небесах парила божественная песня, и когда она пролетала над степями, где обитали кочевники-казахи, песня эта опустилась в своем полете низко-низко, и народ, который её услышал, получил огромный дар и талант к музыке.
Для простоты понимания музыкальные инструменты казахского народа условно можно разделить на такие типы: ударные, струнные, духовые, язычковые и шумовые.
Дабыл (даулпаз) — похож на литавры. Состоит из кольцевидного ободка с ручкой, обтянутого кожей с двух сторон. Использовался для подачи сигналов, так как имел достаточно громкий звук: во время военных действий, охоты, перекочевок, религиозных обрядов.
С той же целью использовали и шындауыл. Это ударный инструмент, который также имеет очень громкий звук и похож на небольшой барабан.
Несколько больше размером и глубже по форме — дауылпаз. Его тоже использовали как сигнальный инструмент.
Дангыра — это фактически бубен. У него есть ободок, увешанный металлическими пластинками, который обтянут кожей только с одной стороны.
Среди редких старинных струнных инструментов можно назвать:
жетыген — старинный щипковый инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. Под каждую струну подставляли с одной стороны асыки, передвижением которых происходила настройка. Жетыген сейчас активно возрождается, в основном благодаря исполнительнице казахских народных песен Каракат Абильдиной. Она умело использует инструмент как музыкальное сопровождение своих песен, в ее школе есть целый класс по игре на жетыген;
адырна — очень древний многострунный щипковый инструмент. Своим видом и способом игры напоминает арфу. У него пустотелый корпус, поверх которого натянута кожа. Струны изготавливали из верблюжьей шерсти или сухожилий.
Духовые инструменты в казахской музыкальной культуре очень разнообразны.
Самый любимый — сыбызгы. Она помогала чабанам коротать одиночество на отдаленных пастбищах и сопутствовала вечернему отдыху людей. Сыбызгы традиционно изготавливали из тростника или дерева, а уже позже, и намного реже, использовали серебро.
Керней — старинный музыкальный инструмент, который применяли для подачи сигнала и поднятия боевого дух воинов во время сражений. Его чаще всего делали из металла.
Сазсырнай представляет из себя глиняный сосуд овальной формы с несколькими отверстиями. Это, как правило, была игрушка для детей, которая подражала пению птиц, завыванию ветра или голосам животных. В нашей области сазсырнай изготавливает большой поклонник казахских народных традиций Жайлау Таласов из Кызылкогинского района.
И еще один духовой казахский инструмент — бугышак. Он выполнен из кости и рога, и своим звучанием подражает голосу оленей и маралов, поэтому его использовали охотники.
Из язычковых инструментов самым распространенным является шанкобыз. Это очень древний инструмент, звук которого напоминает человеческий голос. На нем играют одновременно зубами, языком и правой рукой.
Много и так называемых шумовых казахских национальных инструментов. Рассмотрим некоторые из них.
Асатаяк – это колокольчиковый инструмент, который использовали шаманы в своих ритуальных танцах. Он имеет разнообразные формы, в основном – это посох с прикрепленными колокольчиками или металлическими пластинами, которые при стряхивании издают звук. Асатаяк изготавливается из дерева и металла.
Сакпан представляет собой трещетку, изготовленную из нескольких деревянных дощечек, ручки и основы с орнаментом. С помощью сакпана пастухи сгоняли ягнят, а пахари отпугивали птиц от посевов. Им также можно отбивать ритм и использовать его в качестве аккомпанемента, такой своеобразный ударник.
Жанат ШАЯХМЕТОВА