МОЛОДЕЖЬ И РЫНОК: НОВЫЕ ЗАДАЧИ
«Сегодня важно взглянуть на образовательные процессы как можно шире, – так говорил Глава государства на встрече со студентами в Казахском национальном университете имени аль-Фараби. – Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире». Президент говорил тогда о том, что среднее образование отвечает за воспитание активной, образованной и нацеленной на успех личности.
Эти слова актуальны. Сегодня как никогда важна роль профориентационной работы.
Мы встретились с профессором Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова Аманкосом Каржаубаевым и попросили его ответить на наши вопросы.
— В современных условиях появились такие выражения, как: бизнес-образование, экономика образования, педагогическая основа рыночной экономики, система и технология обучения рыночной экономике, дидактическое образование в экономике и другие. Чем это обосновано?
— Новые времена выдвигают новые требования. В наши дни очень важно научить молодых людей предпринимательской, изобретательской работе. Сегодня многие учащиеся интересуются бизнесом, связанным с автомобилем, фотографией и компьютером. И необходимо помочь им усовершенствовать свои знания.
Особенно важно, на мой взгляд, в условиях рыночных отношений формирование у учащихся рыночных понятий. Это, считаю, одна из важнейших задач системы школьного образования, — будут заложены основы воспитания конкурентоспособной личности, учащиеся обогатятся знаниями, возрастет их жизнеприспособленность и деловитость.
Поэтому для каждого учителя, по каждой теме, по каждому предмету, всегда важно связывать материал заданной темы с рыночной экономикой. Для этого в школах, средних специальных и высших учебных заведениях требуется системная целенаправленная работа.
Интересно, что доктор педагогических наук, профессор Алматинского национального университета им.Абая Маулен Кудайкулов предлагает Министерство образования и науки Республики Казахстан переименовать в Министерство экономики знаний по примеру Южной Кореи. Сейчас у нас появилось новое понятие «Дидактика (теория обучения) экономики».
Особенно важна сегодня в свете новых задач профориентационная работа среди сельских школьников. Например, в условиях рыночных отношений актуальна ориентация учащихся на профессию специалиста фермерского хозяйства. Перед сельской школой так же, как перед всей системой образования, стоит задача формирования разносторонне развитой личности, способной к самоактуализации, самовыражению и самоутверждению. Следовательно, организация учебно-воспитательного процесса в сельских условиях должна максимально способствовать развитию познавательной активности, творческой самостоятельности каждого ученика, улучшению его экономического образования.
Все это напрямую связано с постоянным повышением требований к учителю, к организации учебы, к повышению его квалификации, ибо с каждым днем содержание обучения усложняется. Учителю самому необходимо шагать в ногу со временем, упорно учиться, постоянно работать над собой, овладевать все новыми знаниями. Это было важно во все времена. Но сегодняшнее время требует совершенно иных подходов, называя все новые задачи. Подготовка профессионально компетентных, всесторонне развитых специалистов, в совершенстве владеющих экономическим языком, имеющих широкий кругозор — одна из актуальнейших задач современного образования. Воспитание подрастающего поколения в любой период должно идти в ногу со временем, соответствовать уровню развития общества. Сегодня для студентов, осваивающих массу новых специальностей, чрезвычайно важен именно экономический кругозор, важно подготовиться к будущей профессиональной деятельности во всеоружии. Перед преподавателями стоят задачи поиска и внедрения в повседневную практику новых путей, эффективных методов и новейших педагогических технологий обучения.
— Не могли бы вы проиллюстрировать сказанное на конкретных примерах?
— В настоящее время в педагогической лексике встречаются различные инварианты термина «технология»: технология обучения, технология воспитания, образовательная технология, педагогическая технология и другие. Но пока отсутствует понятие «измерительная педагогическая технология». В настоящее время одним из перспективных направлений для подготовки конкурентоспособных кадров на рынке труда является внедрение и использование в учебном процессе мультимедийных технологий. На мой взгляд, информационные технологии способствуют разрешению противоречий между необходимостью экономического образования с учетом ориентирования в потоке информации и отсутствием целенаправленных образовательных программ с четко выраженной системой формирования экономических знаний у учащихся старших классов. Экономичность, предприимчивость, конкурентоспособность, профессионализм и другие личностно-значимые качества призваны стать их внутренней потребностью. Не случайно западные ученые (М.Ротшильд, Р.Моранц и др.) разработали теорию человеческого капитала, ставшую сегодня господствующей в условиях рыночной экономики, которая дает возможность объяснения связи образования с экономикой.
В наши дни к ученикам должны предъявляться такие требования, как: стремление к конкурентоспособности, предприимчивости, профессиональному самоопределению, быстрой и гибкой ориентации в решении сложных проблем. А еще способность к самоанализу, рефлекции, взаимоанализу, владение методами самокоррекции, взаимокоррекции, навыки планировать и распределять работу, умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего коллектива, способность вести беседу с клиентами.
— Какими вы видите результаты всей этой работы?
— Результатами являются соответствующее поведение, экономическая образованность, экономическая культура. Экономическая образованность включает в себя ряд личностных качеств, таких, как: познавательность, предприимчивость, деловитость, организованность, мобильность и т.д. Как процесс экономическое образование начинается с определенных мотивов, в качестве которых чаще всего выступают потребности и интересы. Недостаточная подготовленность выпускников школ к вхождению в рыночные отношения, отсутствие у них специальных знаний, навыков и умений приводят к тому, что именно эта категория молодежи оказывается наименее защищенной на рынке труда, рискует пополнить ряды безработных. Известно, что значительная часть выпускников школ хотела бы связать свою судьбу с различными секторами экономики, предпринимательством, открыть собственное дело. Молодым людям мог бы помочь предмет «Технология», составной частью которого являются курсы прикладной экономики, такие, как: «Основы предпринимательской деятельности», «Основы бизнеса», «Основы менеджмента» и другие. А этот предмет в школе преподается за счет вариативной части действующего базисного учебного плана.
Мониторинг качества обучения показывает критерии и показатели оценки качества знаний по экономической теории, диагностику учебно-педагогической деятельности и анализ результатов процесса обучения учащихся экономической теории. Важно также проведение контрольных и тестирующих программ по основам экономики, развитие экономической речи и грамотности. Методы тут могут быть самые разные: деловые игры: «Познай себя», обзоры экономических новостей, обсуждение нашего отношения к ним, беседа, сочинение, упражнение, работа с источниками (книги, интернет).
Вместе с тем, надо отметить и трудности: боязнь учителей нового содержания курсов в силу недостаточной теоретической подготовки, несовершенство системы содержания экономических знаний учащихся различных ступеней обучения и недостаточность методической помощи учителю: многоаспектность подходов авторов различных учебных пособий к определению сущности, содержания и форм экономической подготовки.
— Как расставляются акценты в связи с внедрением в вузах кредитной системы обучения?
— В условиях внедрения кредитной системы обучения в вузах страны на первый план выходит проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов — будущих специалистов, именно самостоятельная работа оказывает значительное влияние на качество профессиональной подготовки выпускников, является основной предпосылкой подготовки конкурентоспособных кадров на рынке труда, самостоятельно принимающих решения в нестандартных ситуациях и творчески действующих. В связи с изменением статуса самостоятельной работы студентов при кредитной системе обучения и ростом требований, предъявляемых современным обществом к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов, проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов является очень даже актуальной.
Одним из стратегических направлений образования в Республике Казахстан является преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой, развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, их приближение к знаниям о рыночной экономике. В этом контексте возрастает роль и значение системы образования в целом, а также человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. В полной мере это осуществимо в условиях профильного обучения, которое призвано обеспечить социальное и профессиональное самоопределение выпускника. Если взглянуть в историю, то мы увидим, что дифференциация обучения в разные годы осуществлялась по разному: элитарное обучения (церковное, светское, сословное) через природосообразное (гимназии, реальное и коммерческие училища, лицеи) до утилитарного (профилированные классы в средних общеобразовательных школах).
В условиях совершенствования рыночных отношений экономическое образование в школе является необходимым условием формирования социальной компетентности у учащихся, вооружения их навыками адаптации к ролям социального плана в меняющейся экономической среде, воспитания нового синтеза ценностных установок учащихся.
Под экономическим образованием старшеклассников мы понимаем организованную деятельность учащихся в контексте усвоения суммы понятий об основах прикладной экономики, в частности, основах предпринимательской деятельности, бизнеса, менеджмента и т.д. Мы полагаем, что такой подход к формированию экономических знаний приобретает особую актуальность в последнее время в связи с переходом на 12-летнюю систему образования и дальнейшей профилизацией старшей школы.
Беседу вела
Регина ВАЛИШЕВА