МНОГОСТОРОННИЕ СОВЕТЫ ВСЕ ЕЩЕ НЕ СОЗДАНЫ
Вопрос доходов семей в Атырауском регионе стоит особенно остро. Поскольку средняя заработная плата в области намного выше среднереспубликанского показателя, то, соответственно, и цены высокие, ничуть не ниже, чем в столицах Алматы и Астане.
С другой стороны, возрастает и уровень услуг, и их стоимость. К примеру, в нашей газете было опубликовано объявление о приеме детей в ведомственный детский садик, с ежемесячной оплатой в размере 75 000 тенге. Это, поди, размер месячной зарплаты бюджетника. В то время как разница между оплатой труда работающих в бюджетной сфере и нефтяной отрасли очень велика.
Однако если все будут заняты в нефтяном бизнесе, то кто будет учить детей, лечить население да и просто информировать общество? В этой связи приобретают особую значимость вопросы деятельности добывающих, в том числе нефтяных компаний на территории РК, в частности, их доходы и, соответственно, выплачиваемые ими налоги, осуществляемые спонсорские, благотворительные выплаты. Насколько активно та или иная компания принимает участие в решении социальных вопросов региона, на территории которого она зарегистрирована? Сколько конкретно той или иной компанией построено социальных объектов, к примеру, детских садов?
Теперь эту информацию можно отследить. Я бы сказала, что каждому атыраусцу необходимо отслеживать, благо, есть открытые источники.
Внимание: ИПДО
Отныне данная аббревиатура должна стать близкой и понятной каждому атыраусцу. Немного из истории возникновения данной Иницативы Прозрачности Добывающих Отраслей. В одной из зарубежных стран одна компания стала заниматься добычей природных ресурсов, выплачивая в бюджет страны налоги. Но через определенное время население стало предъявлять претензии компании, которая, по их мнению, не оказывает содействия обществу. Обстановка накалялась, имиджу компании был нанесен урон. На самом деле население не было в полной мере информировано о деятельности этой компании. Позже администрация компании обратилась к бывшему в ту пору премьер-министру Великобритании Тони Блэру, который впервые в 2002 году озвучил идею об Инициативе прозрачности, призвав добывающие компании мира раскрыть информацию о размерах налоговых и неналоговых выплат. А правительства должны были, в свою очередь, начать публикацию отчетов о полученных доходах.
В Казахстане значительные запасы мировых полезных ископаемых и в 2005 году по инициативе Президента Н.А. Назарбаева Правительство Казахстана приняло на себя обязательства по реализации Инициативы. В период с 2005-го по 2013 год было подготовлено 7 национальных отчетов, которые доступны населению на сайте Комитета геологии и недропользования МИНТ. Как отметил 9 октября этого года председатель Комитета геологии и недропользования МИНТ Базарбай Нурабаев, «в этом году наша страна, согласно требованиям Международного правления ИПДО, завершила процедуру прохождения валидации. Промежуточным результатом данной работы стало получение нашей страной статуса «Последователя ИПДО». Сегодня в мире 39 стран, внедряющих ИПДО, из них 27 имеют статус «страны-последователя» ИПДО.
Какая выгода Казахстану?
Первое — это прозрачность, что будет способствовать решению вопросов с коррупцией. Второе — рост инвестиционной привлекательности в целом в добывающей индустрии. Третье — усиление сотрудничества между государством, добывающими компаниями и гражданским обществом, что в идеале является профилактикой от социальной напряженности. В этой связи вспомним забастовку нефтяников в Жанаозене. В заявлении Генпрокурора республики Асхата Даулбаева было отмечено, что должностные лица местных исполнительных органов и руководители нефтяных предприятий на протяжении нескольких лет расхищали средства, выделяемые на социально-экономическую поддержку местного населения и работников нефтегазовой отрасли.
Мы подошли к главному вопросу данного материала. На республиканском уровне создан Национальный совет по ИПДО, состоящий из представителей госорганов, депутатов, компаний и НПО, который на сегодня провел значительную работу. На данном этапе становится более актуальным создание Общественных советов на уровне областей. Особенно в регионах — Мангистауской, Атырауской, Кызылординской, Карагандинской, Джезказганской областях, ВКО, Алматы и в других. В данное время в соседней Мангистауской области идет активная работа по созданию подобных советов, создана рабочая группа. Директор Объединения юридических лиц Мангистауской области Жаксыгуль Маханбетова стала одним из инициаторов, активизируя неправительственные организации региона. Летом этого года ею был организован тренинг и для журналистов области. Мне посчастливилось стать участницей данного тренинга, что позволило восполнить знания в этой области.
В Атырауской области также в течение нескольких лет прорабатывался вопрос создания МСВИР — многостороннего совета по вопросу социальных инвестиций и развития Атырауской области, данную инициативу поддержали практически свыше 14 НПО области, но она «забуксовала». На сегодняшний день решения принимаются без участия местного сообщества. Идея все еще витает в обществе, необходима не только активизация гражданского сообщества, но и поддержка исполнительных органов и компаний.
Попытаемся разобраться, во-первых, каким будет правовое обеспечение контроля? Население получит право на доступ к информации. Необходимо общественное участие в принятии решений, формировании социальной политики компаний. Компании, в свою очередь, должны будут соответствовать стандартам ИСО 9000 — управление качеством, ИСО 14000 — система экологического менеджмента, ИСО 26000 — система социальной отвественности. А госорганы должны способствовать соблюдению законодательства, заключению меморандумов (двух-, трехсторонних) о взаимопонимании.
Каковы перспективы взаимодействия на местном уровне?
Для решения данных вопросов ОО «Независимое Поколение Казахстана» провело в мае прошлого года конференцию «Инициатива прозрачности добывающей промышленности: эффективное взаимодействие на местном уровне» с участием представителей местных органов исполнительной власти, Национального совета заинтересованных сторон, международных организаций. А в августе-сентябре прошлого года с целью выяснить отношение заинтересованных сторон был инициирован опрос населения, госорганов, добывающих компаний и НПО Атырауской и Западно-Казахстанской областей. Проект заключается в обеспечении устойчивого развития двух областей посредством активизации работы многосторонних советов по вопросам социальных инвестиций и развития, способствуя повышению прозрачности социальной деятельности добывающих компаний. Данные советы должны стать диалоговой площадкой по примеру Национального совета заинтересованных сторон при Правительстве РК.
Как отметил председатель ОО «Независимое поколение Казахстана» Улугбек Тналиев, «каждая из сторон положительно оценивает возможности многостороннего взаимодействия». По итогам исследования отмечена низкая осведомленность населения о выполненных социальных инвестиционных проектах добывающих компаний. Причем городское население более осведомлено о поддержке тех или иных социальных проектов, чем районное. Около половины респондентов считают реализованные соцпроекты эффективными, однако относительно большая часть полагает, что проекты могли быть и лучше. Наблюдается низкий уровень взаимодействия населения с исполнительными органами и компаниями, менее трети в Атырауском регионе и почти каждый шестой житель ЗКО указали на то, что к ним обращались представители акимата и компаний по вопросу планирования соцпроектов, а на этапе исполнения данный показатель еще ниже. Также высок процент населения, пожелавшего участвовать в общественном контроле, что приведет к повышению качества проектов. Около трети населения считают систему принятия решения о соцпроектах коррумпированной и более трети затрудняются идентифицировать коррупциогенность данного сектора.
Гульжан ЕЛЕШЕВА