МЕРЫ СВОЕВРЕМЕННЫЕ И НЕОБХОДИМЫЕ

Изменения, которые коснутся пенсионной системы в ходе ее модернизации, никого не могут оставить равнодушными. Потому что каждый здравомыслящий человек обязательно задумывается о жизни в старости, о том, каким будет его уровень жизни, будет ли у него пенсия и возможность достойно жить на заслуженном отдыхе. Что даст модернизация пенсионной системы, почему предлагается повышение пенсионного возраста женщины, что будет с накопительными пенсионными фондами? На эти и другие вопросы мы попросили ответить начальника Атырауского филиала ГЦВП Алмагуль ШАТЕНОВУ.

 

— Зачем вообще нужна модернизация пенсионной системы и в чем ее суть?

— Сегодня пенсионные системы модернизируют многие страны мира — от ведущих до развивающихся. Главная причина — рост средней продолжительности жизни на планете и, соответственно, увеличение доли пенсионеров в структуре населения. А это повышает риски пенсионной системы. В 1998 году была введена накопительная система. Ее главный принцип — объем выплаты пенсии прямо зависит от трудового стажа, накопленного до 1998 года, и суммы накоплений с 1998 года (10% от заработной платы). Но с тех пор неуклонно растет доля людей, чьи пенсионные выплаты будут недостаточны для сохранения приемлемого уровня жизни. Это связано с небольшим трудовым стажем до 1998 года, нехваткой накоплений из-за относительной молодости системы и ее недостаточной эффективности. Именно поэтому для сохранения приемлемого благосостояния всех казахстанцев Президент страны поручил принять неотложные меры по модернизации пенсионной системы. Основными направлениями модернизации являются создание Единого накопительного пенсионного фонда и повышение эффективности накопительной пенсионной системы. Второе — увеличение участников НПС, делающих пенсионные отчисления. Третье — унификация пенсионного возраста и четвертое — переход от добровольной к обязательной профессиональной системе пенсионного обеспечения граждан, занятых в особых условиях труда.

— В чем отличие Единого накопительного пенсионного фонда от коммерческих, и что будет с действующими НПФ после слияния в единый?

— Главное преимущество Единого фонда заключается в полной гарантии государства, которое обеспечит значительно более высокую эффективность, прозрачность и надежность его работы. Основные недостатки в работе НПФ, снижающие эффективность системы в целом, это, во-первых, распространившееся в последнее время элементарное переманивание клиентов у своих конкурентов вместо вовлечения новых участников. Во-вторых, коммерческими фондами недостаточно эффективно и прозрачно осуществляется инвестирование и управление пенсионными активами. Иногда они действуют в интересах своих учредителей, а не вкладчиков. Это видно и по снижению доходности фондов в целом, а в ряде случаев и по убыткам по итогам года. Создание Единого фонда на базе существующего ГНПФ решит эти острые проблемы и в первую очередь обеспечит единый учет вкладчиков.

Согласно новой модели, управление и инвестирование пенсионных активов будет осуществлять Национальный банк Республики Казахстан. Причем инвестиционная стратегия и выбор разрешенных инструментов для размещения пенсионных активов Единого фонда будут утверждаться консультативным органом при Президенте республики. В него вой-дут представители Правительства, Нацбанка, участники финансового рынка и независимые эксперты. А действующие НПФ могут быть преобразованы в организации, управляющие инвестиционным портфелем, имеющие право участия в тендерах по управлению пенсионными активами при наличии соответствующей лицензии, либо в добровольные накопительные пенсионные фонды, привлекающие добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы граждан. И третий путь — прекращение деятельности фонда. В обсуждаемом проекте размер обязательных пенсионных взносов остается прежним — 10% от всей заработной платы. И еще важный момент — предлагается ввести обязательные пенсионные взносы в размере 5% для лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. То есть помимо 10 процентов, которые удерживаются с заработной платы, на их лицевые счета будут перечислять пять процентов обязательных пенсионных взносов от фонда оплаты труда предприятия. Они будут производиться работодателем в счет налоговых платежей.

— Будет ли обеспечена сохранность пенсионных накоплений вкладчиков при передаче из накопительных пенсионных фондов в ЕНПФ?

— Они будут переведены в полном объеме, и каждый вкладчик получит информацию о сумме персональных пенсионных активов, соответствующей их пенсионным взносам и инвестиционным доходам, соответствующей величине персональных пенсионных накоплений, о которой НПФ информировали вкладчиков в начале года. Единый накопительный пенсионный фонд является правопреемником по всем договорам о пенсионном обеспечении, заключенным до введения в действие нового законодательства с вкладчиками (получателями), пенсионные накопления по которым были переданы в Единый накопительный пенсионный фонд. Порядок передачи пенсионных активов частных НПФ в ЕНПФ будет регламентирован на законодательном уровне и осуществлен в сжатые сроки и строго по графику, определенному Национальным банком. По обязательным пенсионным взносам будет обеспечена гарантия государства по сохранности пенсионных накоплений, а в создаваемом ЕНПФ будет сохранена система индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков (получателей), на которые в полном объеме будут переведены индивидуальные накопления граждан из действующих НПФ. Передача пенсионных активов и обязательств накопительных пенсионных фондов по договорам о пенсионном обеспечении будет оформлена актами приема-передачи, подписанными уполномоченными представителями Единого накопительного пенсионного фонда, накопительных пенсионных фондов, прежних банков-кастодианов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, ГЦВП и Национального банка. Действие лицензии НПФ на привлечение пенсионных взносов и осуществление пенсионных выплат прекращается с даты, следующей за днем подписания акта приема-передачи пенсионных активов и обязательств всеми уполномоченными представителями.

— Каким образом государство планирует обеспечить инвестиционную доходность пенсионных активов?

— Во-первых, Национальный банк будет размещать на конкурсной основе пенсионные накопления граждан среди управляющих компаний, которые будут выбраны с учетом их положительного опыта на финансовом рынке, обеспечиваемого уровня доходности, величины взимаемой ими комиссии с пенсионных накоплений граждан и их деловой репутации. Во-вторых, будут предприняты меры по диверсификации инвестиционного портфеля, которые должны соответствовать инвестиционной стратегии, определенной Советом по управлению пенсионными активами при Президенте страны. И, в-третьих, будет определен минимальный уровень инвестиционной доходности пенсионных активов для управляющих компаний, ставших победителями конкурса.

— С чем связана унификация пенсионного возраста, предполагающая повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет?

— Это связано с уменьшением трудового стажа работы на 1 января 1998 года. Более 12% женщин, обратившихся за назначением пенсии в 2012 году, уже не имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года. Например, если в 2009 году по Атырауской области количество назначенных государственных социальных пособий по возрасту составило 72 человека, то уже в 2012 году его количество достигло 244 человека. Размер ГСП по возрасту на 1 января 2013 года составил 50% прожиточного минимума, то есть 9330 тенге, а к 2018 году полного стажа не будет у всех выходящих на пенсию женщин. В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсии из НПС. Ожидается также, что к этому времени увеличатся инвестиционные доходы, перечисляемые на индивидуальные пенсионные счета. То есть увеличить пенсионный возраст для женщин планируется для того, чтобы позволить ей повысить свои пенсионные накопления и размер пенсии. При этом модернизация пенсионной системы не коснется таких норм пенсионного законодательства, как изменения пенсионного возраста для женщин, которые имеют пятерых детей. В этом случае женщина может пойти на пенсию в 53 года. При этом, если она не имеет полного стажа в солидарной системе, в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности. Также неизменной остается норма закона выхода на пенсию лиц, проживающих не менее 10 лет в зонах чрезвычайного и максимального экологического бедствия с 1949 по 1963 годы. Женщины имеют право выйти на пенсию в 45 лет, мужчины — в 50 лет. И, в-третьих, для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений будет сохранено право назначения пенсионных выплат из НПС в 50 лет. То есть, таким образом, поэтапное повышение пенсионного возраста женщин по полгода каждый год в течение десяти лет до 2023 года для всех женщин, а особенно для молодых, не имеющих большого стажа работы, — это выход из сложившейся ситуации. Нужно понимать, что в будущем начисляться пенсия будет только из накоплений по принципу — сколько заработаешь, столько и получишь.

— С какого года планируется осуществить повышение пенсионного возраста женщин, и какую пенсию будут получать в будущем?

— В случае одобрения повышение пенсионного возраста женщин до 63 лет планируется осуществить с 2014 года в течение 10 лет по 6 месяцев в год. В 2014 году пенсионный возраст составит 58 лет и 6 месяцев, в 2015 — 59 лет, в 2016 — 59 лет 6 месяцев, в 2017 — 60 лет и так далее. Размер каждой конкретной пенсии зависит от участия этого человека в компонентах пенсионной системы. К первой группе относятся граждане, вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, также имевшие трудовой стаж на 1 января 1998 года не менее 6 месяцев (солидарная пенсионная система). Они в настоящее время получают пенсии из солидарной пенсионной системы и базовую пенсионную выплату в размере 50% от прожиточного минимума, или 9330 тенге по состоянию на 2013 год.

Ко второй группе относятся как состоявшиеся пенсионеры после 1998 года, так и выходящие на заслуженный отдых сегодня. Их пенсионная выплата складывается из солидарной, накопительной и базовой пенсионной выплат. И третья группа — участники исключительно накопительной пенсионной системы. К ним относятся лица, у которых нет трудового стажа на 1 января 1998 года либо он меньше 6 месяцев. Поэтому их пенсия будет состоять только из накопительной, а в случае недостаточности накоплений — минимально гарантированной выплаты. Сейчас это 9330 тенге.

— Чтобы производить пенсионные отчисления, у человека должна быть работа. Что предусмотрено в плане охвата занятостью женщин в случае повышения пенсионного возраста?

— Предусмотрено повышение квалификации женщин — наемных работников с отрывом и без отрыва от производства. Самозанятые женщины будут вовлекаться в продуктивную занятость в рамках программы «Занятость — 2020». Более доступными станут микрокредиты для женщин, занимающихся предпринимательством или желающих открыть собственное дело.

— На что может рассчитывать человек в будущем, если он не делает никаких пенсионных отчислений?

— Каждый казахстанец формирует свои накопления для обеспечения своей старости за счет обязательных пенсионных взносов — 10% от всей заработной платы. Также предусмотрены добровольные пенсионные взносы, которые могут вноситься как самим гражданином, так и третьими лицами в его пользу. Сформированные таким образом пенсионные накопления обеспечат человеку по достижении пенсионного возраста достаточные выплаты. Для тех же граждан, кто по разным причинам, в том числе и по своей беспечности, не отчислял пенсионные взносы, государство сохранит право на получение базовой пенсионной выплаты в размере 50% от прожиточного минимума, или 9330 тенге по состоянию на 2013 год.

— А каким образом происходит повышение пенсионного возраста в других странах?

— Адаптацию пенсионных систем к старению населения за счет повышения пенсионного возраста в настоящее время используют либо планируют использовать многие зарубежные страны. Повышение пенсионного возраста в большинстве случаев осуществляется поэтапно с дифференциацией граждан/женщин, переводимых на новые условия, по возрасту и иным основаниям (многодетность, стаж работы во вредных для здоровья и тяжелых условиях труда, инвалидность и другие). Уровень повышения пенсионного возраста обычно составляет от 2 до 6 месяцев в год. Например, в Южной Корее повышение пенсионного возраста для женщин до 65 лет будет осуществлено в течение 20 лет, во Франции — до 62 лет — за 8 лет, в Украине повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет — в течение 10 лет. В отдельных случаях повышение осуществляется одномоментно с установлением возраста лиц, переходящих на новые условия пенсионного обеспечения.

 Подготовила Наталия УРАЗГАЛИЕВА