«Меня прокляла невестка»
Как ждала невестку для единственного сына Магрипа апай (имя вымышленное), которая одна после развода с мужем вырастила троих детей. В своих мечтах она представляла, как будет нянчить внуков. Но судьба уготовила ей немало сюрпризов, которые она не могла себе представить даже в самых страшных снах.
Когда сын приезжал на каникулы из Алматы, она заметила, что он начал регулярно читать намаз. Стоит отметить, что Магрипа апай, как и многие из ее поколения, не интересуется особо темой религии. Хотя в душе понимает, что есть Высшая сила. Ее сердце матери почуяло тревогу, и она стала отговаривать сына от его увлечения. Но соседка, посещающая областную мечеть «Имангали», ее успокоила, сказав, что все-таки лучше, когда сын читает намаз и вообще чем-то занят, чем если бы он тратил все деньги на посиделки в кафе и спиртное. После окончания вуза сын вернулся домой и трудоустроился в одну из местных компаний. Вскоре объявил, что женится на девушке, также придерживающейся религиозных взглядов. Мать была не против, невестка училась очно в АГУ имени Х. Досмухамедова, и даже оплатила два года ее учебы в университете. Но работать невестке не пришлось, поскольку появились две дочки.
Отныне домашние дела легли на плечи невестки, поскольку свекровь работала допоздна, все материальные вопросы приходилось решать ей, как и прежде. Но невестка, которая ходила в хиджабе, придерживалась других жизненных правил и не особо стремилась поддерживать домашний уют. Ее время уходило на чтение намаза, каких-то книг. Когда приходили родственники, она не стелила дастархан, не ходила с мужем на тои, юбилеи, поминки. С тех пор и родня стала меньше приходить в гости. На все разговоры и уговоры свекрови она не реагировала, а когда страсти накалялись, все время стремилась уйти домой. Но разве это выход из ситуации? Одним словом, за все время совместной жизни она восемь раз уходила домой. И каждый раз со скандалом. Было ясно, что взгляды на жизнь у невестки и свекрови были разные. И здесь немаловажную роль сыграло увлечение невестки нетрадиционными религиозными течениями. Пополняя свои знания, Магрипа апай понимала, что традиционный ислам не противоречит светской жизни, наоборот, наполняет ее богатым духовным содержанием.
Подумав, она решила обратиться к теологам, чтобы они смогли разъяснить основы традиционного ислама сыну и невестке. Через несколько лет сын начал понимать, что получил неправильную информацию, и стал делиться с женой своими мыслями. Но она стояла на своем, придерживаясь своих убеждений. Вскоре ее грубое отношение к его матери стало коробить парня. Ведь мать всю свою жизнь была опорой для него. Так появилась трещина в семейных отношениях, и жить под одной крышей стало невозможно.
«Когда невестка в 7-ой раз уходила из дома, она пнула в ярости меня, а когда в 8-ой раз приехала за своими вещами, она прокляла меня, чтобы я никогда не увидела больше внуков, и в доме не раздавался детский смех», — рассказывает Магрипа апай. И все не может понять, как набожные люди могут быть такими агрессивными? О чем они молятся, разве не о процветании семьи и ее благополучии? Тогда зачем молиться и стремиться быть набожными людьми, если ведут себя как обычные непросвещенные люди?
«Теперь мы живем без невестки. В доме воцарилось спокойствие. Сын с невесткой официально развелись. Он платит алименты, приводит внучек на выходные домой. Но его сердце охладело к бывшей жене. А я рада, что она ушла из нашего дома», — рассказывает Магрипа апай.
Комментарий специалиста Канат ЖУМАГУЛ, теолог
«Без разрешения мужа не ухожу из дома»
В любой религии говорится, что жена должна слушаться мужа, советоваться с ним. Не исключение и традиционный ислам.
Я хотел бы рассказать одну историю. Жена одного святого мусульманина всегда стремилась поддерживать покой и уют в доме. Следила за хозяйством, за детьми, ухаживала за мужем. Как-то муж уехал по делам на несколько дней, и в это время из ее родительского дома пришла весть о том, что умер отец. Немного подумав, дочь не поехала на похороны отца. Кто-то сказал, что она черствая, кто-то еще что-то. Но когда приехал муж, она так объяснила это: «Я не могла покинуть дом, поскольку не спросила у тебя разрешения».
К сожалению, приверженцы нетрадиционных религиозных течений внушают людям не общечеловеческие ценности. А под прикрытием ислама трактуют понятия, совершенно отличные от наших традиционных ценностей. Одним словом, ведут к подрыву семейных устоев, стремятся разорвать родственные узы, оттолкнуть родителей и ведут на поклон к совершенно чужим людям, которые со временем становятся для них единственными советчиками. Традиционный ислам призывает людей к единению, сплочению, решению всем миром вопросов, касающихся как настоящего, так и будущего своей семьи, своей Родины, и не только удовлетворения личных потребностей.
«Как сильно я ошибался!»
Тимур (имя вымышленное) родился и вырос в Атырау. Проживает в одном из частных домов. В юности увлекся религией и вместе с ровесниками стал часто посещать областную мечеть. До имама он не дошел, поскольку тот всегда занят. Но ему встретились другие люди, которые также рассказывали про ислам, давали книги почитать. Он стал читать намаз, устроился на работу на Тенгиз вахтовым методом. Его бригада состояла сплошь из единоверцев. Как-то во время пересменки ему пришлось остаться на вторую вахту вместо заболевшего напарника из другой бригады. После окончания смены он стал общаться с другими атыраусцами, в том числе и на религиозные темы. Сколько оказалось разного в трактовании вроде бы одних и тех же аятов из священной книги! Порой споры длились далеко за полночь. Но потом произошло прозрение.
— Я стал задумываться и анализировать. Ведь в моей семье никто не читал намаз, и мне некому было объяснить суть ислама, — сокрушался Тимур. — Узнав, что в городе функционирует центр «Шапагат» по поддержке людей, попавших в нетрадиционные религиозные течения, стал больше общаться с теологами, которые рекомендовали ему для чтения уже другие книги, утвержденные Духовным управлением мусульман Казахстана. Он понял, что наши казахские традиции и ислам тесно и, главное, гармонично переплелись в сознании народа, и даже берут свои истоки из священной книги. «А я ведь думал, что религия существует отдельно от общества, и вообще прекратил общение с родственниками, считая их кафирами. Но ведь принуждения в вере не должно быть. И Всевышний сказал, что никого нельзя принуждать. Сколько мне еще нужно узнать нового для себя! Спасибо теологам, которые так терпеливо нам разъясняют суть религии», — прощаясь, сказал Тимур.
Комментарий специалиста Канат ЖУМАГУЛ, теолог
Помог критический ум
Заблуждения на религиозной основе у Тимура есть. Но стоит отметить, что ум у него критический, поэтому он всегда в поиске. Нам он сказал, что хочет познать суть религии, не боялся спорить. Проводил в нашем центре «Шапагат» много времени. Мы помогли ему с книгами, написанными специалистами-теологами, а не доморощенными «учеными». Показали сайты, где также можно адресовать свои вопросы теологам. Я хотел бы сказать, что в данное время любой человек может найти ответы на наших сайтах, литература также доступна. Двери центра «Шапагат» открыты для всех. Тимур подружился с родителями, и его жена не носит больше хиджаб, а только платок.
Гульжан ЕЛЕШЕВА