В этом году наша страна отмечает 25-летие Независимости и 150-летие со дня рождения борца за свободу Алихана Бокейханова в масштабе ЮНЕСКО. Казахские ученые активно изучают жизнь и деятельность Бокейханова — общественного деятеля, преподавателя, журналиста, этнографа, одного из лидеров партии «Алаш», комиссара Временного правительства по Казахстану в 1917 году. Алихан Букейханов считается первым премьер-министром Республики Казахстан. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей исследовательскую работу атырауского ученого, профессора Атырауского государственного университета им Х. Досмухамедова, доктора исторических наук Лескали БЕРДИГОЖИНА.
«Впереди у нас большие цели»
В начале XX века стояла задача спасти от тяжелого кризиса казахов, находившихся под колониализмом и феодальным гнетом, как и все другие государства выбрать свой путь развития. За реализацию этой цели взялась отдельная социально-политическая сила — начальное звено национальной интеллигенции. Идея создания независимого Казахского государства в национальной программе алашевской интеллигенции в какой-то степени была аналогом советского пути развития, который предлагали казахскому народу большевики. Просвещенные казахи, детально изучившие национально-освободительное восстание под предводительством батыров Сырыма, Исатая, Жанкожи, Есета, Жоламана, Досана, анализируя ситуацию в стране в начале ХХ века, хотели получить свободу и независимость своими силами, единством и знанием. Как показала практика, в тот исторический период для перехода на цивилизованный путь развития наиболее эффективным был путь алашевской интеллигенции, чем тот, который предлагали большевики. Но и он был нелегким. Потому что эквивалентный путь развития, предлагаемый казахской интеллигенцией, был нацелен на вековую практику традиционного развития, на утверждение национальных традиций и обычаев, а не на их революционное преобразование. Основой служило получение возможности самоуправления, самостоятельного решения внутренних вопросов, желание стать хозяином своей земли. Конечно, это не значило устранение всех проблем на данной стадии развития. Однако создание истинного национального государства было первым условием цивилизованного развития. Казахская демократическая интеллигенция, предлагая цивилизованное развитие общества, хорошо осознавала историческое значение своей деятельности. Алихан Бокейханов летом 1917 года в своей статье писал: «Впереди у нас большие цели, за которые мы получим или благодарность, или проклятие будущего поколения».
На 38-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей 2-18 ноября 2015 года, было утверждено предложение Исполнительного совета «Об участии в праздничных мероприятиях, посвященных 150-летию государственного и общественного деятеля Алихана Бокейханова».
Алихан Нурмухамедулы Бокейханов — прямой потомок одного из последних ханов-султанов Бокея, появился на свет как раз в год 50-летия со дня восшествия на трон Бокей хана — 5 марта 1866 года.
В трудах ученых Жамбыла Артыкбаева, Берекета Карибаева и видных деятелей Алаша Шакарим кажы и Мухамбетжан Тынышбаева, изучающих историю Казахского ханства, об А. Бокейханове написано следующее: «Жанибек хан, Касым хан — от него Шыгай хан, от него Ондан султан (высокий Ондан), от него Кайнар Кошек султан, от него Бокей султан, от него Кудайменде султан, от него Турсын хан, от него Барак хан, от него Бокей хан или младший Барак хан. От шести жен Бокей хана было 11 сыновей. От третьего сына Батыр султана родился Алихан».
Во время обучения в Омске в 1886-1890 гг. А. Бокейханов изучал историю, культуру, кочевое хозяйство и род деятельности своего народа, начал выражать свое критическое отношение к тяжелой жизни народа. В одной из статей в газете «Дала уалаяты» в 1889 году он писал: «Степной народ любит свободу. Несмотря на тяготы, народ занимался скотоводством. Другой жизни не искал и веками продолжал традицию скотоводства».
В другой статье того же года Алихан с сожалением отметил, что присущие казахскому обществу культура, человечность, моральные ценности растоптаны. По его мнению, казахи под гнетом российской империи стали забывать свою самобытность, культуру, учащаются междоусобные войны за власть, гнет «сильного ру», деление на «хороших казахов» и «плохих казахов». В его научных трудах выражено отношение к обществу.
В своих статьях «Партия в Думе», «В третьей Думе только казахи», «Письмо из Петербурга» и рукописях об освободительном движении Бокейханов утверждает, что цель казахского народа в борьбе за независимость – создание отдельного государства. Его позиция по данному вопросу выражалась под надписью «Қыр баласы» в разделе «Петербургские письма» газеты «Қазақ».
В своей статье «Алашскому сыну» Алихан обращает особое внимание на народное восстание за независимость. «Настал рассвет свободы, бог благословил нас. Еще вчера мы были рабами, а теперь мы равны. О чем мы можем еще мечтать! Вражеское правительство попало в яму, которую сами же вырыли. Сотни лет наши отцы воевали со старой властью, многие были повешены, убиты под пулями, сосланы. Скот их разобрали, но они не сдавались, вместо одного воина вставали десятки».
Алихан участвовал в четырех научных экспедициях известного историка Федора Щербины, которые исследовали социально-экономическое положение, сельское хозяйство, скотоводство казахов, количество скота, природу и климат той части земли, которая называлась Дала и Туркестан. Он опубликовал несколько научных монографий, десятки очерков, тысячи статьей и трудов о своей Родине, истории своего народа, экономике, культуре, сельском хозяйстве, в том числе о традиционном животноводстве и земле. Богатое наследие лидера алашевцев составило 16-18-томный сборник. На сегодняшний день опубликовано 7 томов.
О борьбе А. Букейханова в период колониального царского самодержавия до февральского восстания 1917 года свидетельствуют такие факты. В этот период и после него только один Алихан семь раз был заключен в тюрьму, от 4 до 8 месяцев провел в заключении, 2 раза побывал в политической ссылке. Из них 8 лет провел в Самаре, 15 лет – в Москве.
Новый взгляд на создание и историю Алаш Орды
Деятельность Алихана Бокейханова нельзя рассматривать отдельно от истории Алаш Орды.
Просвещенная казахская интеллигенция мечтала о создании собственного государства. 19-20 апреля 1917 года в Западном регионе прошел Первый Уральский областной съезд казахов. 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге прошел Второй общеказахский съезд.
На Втором общеказахском съезде А. Букейханов выступил с предложением повременить об объявлении автономии Алаш, потому что вначале необходимо было создать военную милицию. Никто из 23 процентов русских, проживавших на территории казахов, не участвовал на съезде, и нужно было узнать, что скажут они. Жанша Досмухамедов, активист партии Алаш, не поддержал его. С. Сейфуллин писал: «У Алаш Орды есть два мастера: Жанша – мастер слова, Миржакып – мастер письма».
В итоге на II съезде 1917 года была объявлена автономия Алаш. При голосовании представители поддержали Жаншу. Ахмет и Миржакып не вошли в состав руководства.
Затем вышло постановление о признании Семея областным центром. Это постановление стало основанием для создания Алаш Орды. III Уральский областной съезд казахов, который прошел в уезде Жымпиты городка Каратобе, в истории значится как «Съезд в Каратобе». Он прошел 18 февраля 1918 года. На него были приглашены представители районов Ойыл, Гурьев, Уральск, Жымпиты, Тайпак и лидеры партии «Алаш».
Делегатами съезда были юрист Жанша Досмухамедов, врачи Иса Кашкынбаев, Есенгали Косболатов, Нургали Ипаганбетов и Халел Досмухамедов, учителя Аспандияр Кенжин, Кубайдолла Алибеков, Молдагали Жолдыбаев, агроном Салимгерей Каратилеуов, с региона Жымпиты – хазрет Куанай Косдаулетов, волостной Салык Омаров и делегаты из Каратобе – Тулеген Имангазиев (1847-1938) — учитель, Куанышали Тинашулы (1886-1972), Ескали Балтаулы (1882-1928) и Макар Токешев – старшина волости Сабынкул.
Место проведения съезда – Дом татарской мечети, построенный братьями-татарами Шакир в 1910 году. Аксакалы рассказывают о том, что прибывших гостей принимали братья-татары — начальник почты Саттигали Куткожин, в 1916-1919 годах живший в Каратобе, житель района Тайпак — отец ученого Рабиги Сыздыковой и старшина волости Сабынкол. Съезд открыл Жанша Досмухамедов со словами: «Мой народ, мы отправляемся в решающий бой во имя независимости, за которую наши братья проливали кровь».
Когда перешли на вопросы о создании власти, снаряжении армии, о размере сбора денег для этого, возник спор и конфликт. Не придя к единогласию, участники съезда разошлись. Этот съезд стал уроком для всех и на IX съезде все проблемы нашли положительное решение.
В 1918 году Оренбург завоевали красноармейцы, и правительство алашординцев переехало в Семей. По совету Алихана Бокейханова Халел Досмухамедов и Жанша Досмухамедов поехали в Москву встретиться со Сталиным и Лениным. Просили дать автономию казахам. Власть советов была против. Поэтому Алаш Орде пришлось поддержать белых казаков и адмирала Колчака. Они дали армии Алаш Орды 2 млн. сом денег, 3000 единиц одежды для армии, оружие. Запад специально для Алаш Орды дал 2000 винтовок, 37 пулеметов, 2 пушки, 2 автомобиля. 20 сентября в Уфе при Временном правительстве был создан совет власти Алаш Орды. В его состав входило 172 человека. Его членами стали А. Бокейханов, А. Биримжанов, М. Тынышпаев, М. Шокай, У. Танашев. Западная армия Алаш Орды весной 1919 года вдоль реки Аккаты на территории Жымпиты разгромила Красную армию.
10 июля 1919 года в Оренбурге был создан Казрайком, его председателем стал С. Пестовский, заместителем — Ахмет Байтурсынов, членами — С. Мендешев, М. Тынышбаев, М. Тунганчин и другие. Позже армия Алаш Орды была расформирована, вместо нее был организован военный полк «Образцовый казах». Благодаря вмешательству лидеров Западной Алаш Орды состоялась встреча с военачальником Красной армии Михаилом Фрунзе. Это и спасло от наказания армию и милицию Алаш Орды. Но позже лидеры партии «Алаш» стали жертвами Сталина. Практически все они были репрессированы и преданы забвению. О них мы вновь заговорили и сумели рассказать тайны истории казахского народа только в годы независимости Казахстана.