Мечта АНАРБЕКА
Разве можно забыть ту землю, которая приняла тебя в свои объятия после того, как прозвучал твой крик-плач «Эй, я родился!», то тепло, которое ощутил в свое босоногое детство, те тихие радости? Нет, даже не тоска, а щемящая грудь печаль окутывает твое естество, когда начинаешь вспоминать. Удивительно, но с возрастом все больше и больше возвращаешься к тем славным дням. Вот и Анарбек такой.
Несмотря на то, что более 40 лет живет в Атырау, который и стал его вторым домом, он ни на одну секунду не исключал из памяти местечко, где он родился и вырос – село Кетмен (Уйгурский район) Алматинской области. И если удается выкроить момент, то сердце его рвется в ту сторону.
…В их семье воспитывалось десять детей. Две девчушки и восемь пацанов. Их мать Хушнижатхан, распределив между детишками домашние заботы, отправлялась на свою основную работу в местном хозяйстве. И не было лишних споров типа «это девчачья работа или я же мальчик», каждый выполнял свою. Кто-то отвечал за уборку в доме, кто-то готовил пищу для большой семьи, кто-то смотрел за садом-огородом и прочее. Отца Нодияра Абилесенова дома не застать, вечно возится со своим трактором на колхозном поле, уходит спозаранку, приходит поздно, и так всегда: и зимой, и летом. Но при этом авторитет главы семейства был неоспорим. Может, связано это было с тем, что трудовой свой путь Нодияр начинал в милиции, отсюда и железная дисциплина, и любовь к порядку. В семье свято чтили традиции и воспитывали детей в уважении к предкам, жившим из поколения в поколение на благословенной земле Кетменя. Отсюда и восприятие гор как обители Бога, и земли как кормилицы.
Долголетие любой семьи зиждется на жизненных историях ее потомков. А куда Судьба занесет, только Всевышний ведает! Сестра Анарбека Шаниям свою вторую половинку нашла на Западе Казахстана, здесь в Атырау, в известной в Махамбете семье Асылалиевых. Ерсайын, будущий зять, учился в аспирантуре в Алматы. Чтобы помочь сестре освоиться на новом незнакомом месте, Анарбек в 70-х гг. прошлого века приезжает в тогдашний Гурьев. Думал, «поживу год-другой, посмотрю новые места, а потом вернусь домой». Но не суждено было этому сбыться. Повстречалась ему однажды на пути смуглолицая, похожая на него, девушка с миндалевидным разрезом глаз из нашей Ракуши, да так врезалась в память, что вмиг вылетели из головы мысли о Кетмене. В общем, влюбился наш герой. И так запутался в шелковых путах любви, что уже и вовек не распутаться. Так и остался здесь.
А дальше была работа. А как же без нее? И везде, где бы он ни работал, во главу угла ставил порядок, ответственность, трудолюбие и скромность, полученные в наследство с генами отца. Эти его черты особенно проявились и во время службы в рядах Советской Армии, и во времена студенчества, и далее на производстве. Работал он в разных должностях на предприятии «Гурьевснаб», дослужившись до главного инженера, а в последние годы менеджером по снабжению в ТОО «Атыраугорстрой», «АтырауКурманКурылыс». А супруга его Мария 40 лет своей жизни посвятила бухгалтерской деятельности в сфере торговли. Сейчас оба пенсионеры, но сидеть без дела не привыкли, выросли дети, подрастают внуки, жизнь идет своим чередом. А значит, и присмотреть надо, и совет дельный дать вовремя. И дастархан щедрый для гостей накрыть, иногда это ароматный уйгурский лагман и манты, а иногда сытный казахский бешбармак и пышущие жаром румяные баурсаки.
Если говорить о детях, то старшая дочь Гульмира по специальности психолог, замужем, проживает в Алматинской области, следующая дочь Эльмира – бухгалтер. Сын Нурлан и невестка Гульхия продолжают традиции гостеприимства отца и матери, и обычаи двух народов – казахов и уйгур – знают назубок. Неслучайно праздник Наурыз в этой семье празднуется как большой той.
Тут надо сказать, что речь о традициях и обычаях мы завели не просто так. Дело в том, что Анарбек Нодияров более 10 лет возглавлял уйгурское этнокультурное объединение при Ассамблее народа Казахстана Атырауской области. Организовывал различные мероприятия, выставки, через которые пытался привить молодому поколению любовь к своей земле, своему народу, знакомя их с обычами и традициями. На помощь всегда готовы прийти к нему его сородичи, работающие или работавшие в различных руководящих должностях. Среди них Абдикерим Аршамов, Зульмира Зулиярова, Гульбаниям Каженбаева, Владимир Зулияров, Махмут Азизов, Ифрат Абдрахманов и другие. При их поддержке и инициативе созывалось своеобразное национальное собрание уйгурского народа – машраб, праздновался общетюркский Наурыз, в рамках которых проводили «бесик той», «суннет той» и пр. Бесспорно, такие начинания позволяли и позволяют людям вновь обратиться к своим корням, своему генетическому коду и где-то даже открывать мир этноса заново.
Например, сколько времени существует у уйгуров машраб, то столько же он признан школой, где учат, что такое гражданский долг, где большое внимание уделяется вопросам воспитания детей, народной педагогики и даже этики и эстетики! И если повстречается уйгуру на пути его сородич, за действия которого приходится краснеть, то самым тяжелыми обидными словами в его адрес будут: «Отщепенец, не видевший машраб». Совершенно верно, ведь машраб – школа взаимоуважения, взаимопомощи, единения, умения филигранно подшучивать. В Атырау основоположником этой школы был Анарбек Нодияров. Подумать только, более полувека прошло с той поры, как он 20-летним парнишкой, миновав Жетису, оказался на берегу Жайыка под знойным небом Атырау!
Ежегодно Анарбек, предварительно собрав всех детей, внуков и жиенов, едет в село Кетмен, в родительский дом, где сейчас со своей семьей проживает его братишка Султан. Отдает дань уважения предкам, прочитав молитвы у родных могил, а затем собирает за дастарханом всю свою многочисленную родню, которую жизнь раскидала по всему белу свету.
Интересно, что в тот момент, когда весь Казахстан празднует День Независимости, в семье Анарбека Нодиярова двойной праздник – день рождения главы семейства. Рожденный в день Независимости, он горд тем обстоятельством, что уйгурский народ является составной частью большого шанырака – Мәңгілік Ел. И почему бы не гордиться, если отчетливо видишь, что нужен своей стране и вносишь свой вклад в ее развитие.
Анарбек любит свой народ, и к уйгурам у него особое отношение. Но есть и то, что глубоко печалит его: у уйгуров нет своего флага, герба – символов государственности, и то, что не могут они с гордо поднятой головой, прижав руку к сердцу, пропеть свой гимн. В мире уйгуров немало, много, счет на миллионы. Но все они проживают в разных странах, своего государства у них нет. Конечно, жаль, но такова история.
Поэтому все свои силы уйгуры, как неразрывная часть казахстанского народа, направляют на то, чтобы наш общий шанырак оставался сильным. Сегодня это главная мечта Анарбека.
Отепберген АЛИМГЕРЕЕВ
(Перевод Замзагуль НУРГАЛИЕВОЙ)