МЕЧЕТИ-МЕДРЕСЕ ЖЫЛЫОЙСКОГО РАЙОНА
Духовное воспитание казахского народа имеет многовековые корни. Мудрецы умело использовали наиболее благонравные стороны, суть религии ислама. Мечети играли не последнюю роль как в религиозном, так и духовном воспитании населения. Земля Жылыойского района богата не только нефтью и газом, но хранит в себе много еще нераскрытых тайн. В прежние годы именно мечети являлись центром духовного и культурного развития, поскольку воспитанники получали знания не только по религии, но и многим фундаментальным наукам, таким, как астрология, физика, химия, математика и другим. К сожалению, когда популяризировали атеизм, многие мечети были разрушены. В данном материале автор повествует о людях Жылыойского района, внесших неоценимый вклад в просвещение местного населения.
По сведениям Нурахмета кажи Райимова, ветерана войны и труда, одной из первых мечетей в Жылыойском районе можно считать мечеть Есалы Сатекулы (1771-1847 г.г.). По преданиям сам Есалы был неприметным человеком, его видели довольно редко. Как-то пастух услышал в степи какой-то шум. Впоследствии оказалось, что у Есалы был подземный дом. Есалы — учитель, наставник Нурахмета кажи. Куния, Асан — дети Есалы. От Асана родились Райым, Нурахмет. Кто далее возглавлял мечеть неизвестно. Другая мечеть Нурманкол располагалась в местности Кайкы.
Еще одна мечеть «Мечеть Ботакана» находится по дороге из старого Жылыоя в Атырау. Она построена Ботаканом из рода Таз, на месте зимовки. Никаких сведений о ней не сохранилось. Поговаривали, что именно в ней хранилась «Святая книга», но найти какие-либо сведения об этом мне не удалось. В данное время на этой территории располагается месторождение Ботакан Макатского района.
Еще в одной мечети в местности Жалпакшагыл, ближе к Атырау, обучали детей из рода Таз, возглавлял ее старец Рахмет.
В середине 1920 года в местности Шошкалы Ойшы из рода Таз построил мечеть, но из-за начавшихся гонений Советской властью и религии она так и не начала функционировать. Очевидцы говорят, что ее здание сохранялось много лет.
В старом Жылыое, ставшем впоследствии административным и промышленным центром всего Жылыойского района, функционировали две мечети. Казахскую мечеть возглавлял Асмагамбет Ансатбайулы из рода Жастабан Таз. Его голос, призывающий на утреннюю молитву, раздавался далеко. Вторую, татарскую, возглавлял Акжигитов Ибрагим. С его сыном Нажимом, работавшем учителем, мы учились в одном классе. Судьба его трагична: во время Великой Отечественной войны он пропал без вести, говорили, что он попал в фашистский плен. Как-то я прочитал в прессе про некоего Нажима, может быть, это про него, а может, и нет? Где же ты, мой друг?..
В верховьях Жема в Арыкколе была мечеть Тушмухамбета из рода Шеркеш, подрода Каракемпир, которая функционировала всего один год. Из-за весеннего половодья ее снесло, и она уже больше не была восстановлена.
В местности Караша была мечеть Жастабана из рода Таз, возглавляемая Аманжолом Мандайлыулы, которого в народе звали «Суфий ата».
В 1920 году в Айранколе была построена первая мечеть, где обучали латыни, но через 10 лет, в 1930 году, ее разрушили. Ее возглавлял Нигмет Ермуханбетулы. Помнится, мы, тогда еще дети, бродили в разрушенной мечети, где на полу валялись книги в прекрасном переплете, но из-за сырости и иных погодных влияний потерявшие свой первоначальный вид.
На возвышенности Кызылкол в ауле Алаша была мечеть Косжана. По воспоминаниям очевидцев, она функционировала долго. Просветительскую деятельность в ней вели Ермаганбет, Баймаганбет. Самым младшим ученикам мечети сегодня уже под восемьдесят. Жамал, призванный на фронт, по возвращении до последних своих лет работал муллой.
Также в верховьях Жема была мечеть Жареке, ставшая духовной обителью Касыма Катенея. Работу мечети организовывал Жармухамбет Хазрет Калманулы. Впоследствии его сын Нуржау (Нурмаганбет), ветеран войны и труда, стал муллой, продолжив дело отца. И в этой мечети искали святую книгу.
В местности Ашыкол до конца 1920 года функционировала мечеть Бисенбая Ахуна Кожахметулы. Дело отца продолжил его сын Карабала (Абдирахим), а позже его сын Абилхасан.
В местности Кумтогай — Аккудык, расположенной ближе к селу Тургызба, была мечеть Кауана Билмембетулы. По преданиям его жизнь была поучительной.
Ближе к рукаву реки Жем располагалась мечеть ишана Ермуханбета Иманулы и Жангабыла Касыма, которые в поисках знаний уехали в Ургенч и уже возрасте 38 лет пользовались почетом и уважением у местных жителей. В наше время мечеть называют мечетью Еркебая. По воспоминаниям рядом с мечетью были закопаны древние рукописи, нам удалось их найти, но использовать их уже не было возможности. Так как время превратило их в труху.
Ишан Аби Отеумагамбетулы обучал в мечети детей из рода Адай, подродов Косай, Жеменей, Тобыш, Мунал и других, проживавших вдоль реки Жем.
В местности Уыкбай была мечеть казахов из рода Таз, которую возглавлял Аксерке Шар Аймурат ахун Жайыкулы. Она также была посещаемой местным населением благодаря глубоким познаниям наставников.
До сегодняшних дней сохранилась мечеть Дуйсеке, построенная в последнее десятилетие XIX века с западной стороны моста через Жем в Кульсары, которую возглавлял Сапы из рода Таз. Архитектура в мечети была особой. Кумбезы сохранились до сих пор. Республиканская организация по охране архитектурных памятников при содействии местного населения отреставрировала мечеть. На мосту через Жем имеется указатель — «Мост Дуйсеке Ата». Главным имамом мечети работал Дуйсенбай кажи Дандыгулулы, позже — его сын Наби.
Мечеть Карагай, построенная представителем подрода Жетыгара рода Таз на территории Жылыоя, была, видимо, деревянной. Имамом мечети работал Танирберген Наурызалиулы.
Одной из первых на берегах Жема была построена «Акмечеть» святого Бекет-Ата. В народных легендах он слыл батыром, святым, предсказателем, крупным религиозным деятелем. Почитаемый народом Бекет Мырзагулулы родился в Жылыое на территории нынешней Акмечети. Занимался просветительской деятельностью. Его родители похоронены здесь. Сколько лет функционировала мечеть неизвестно. Известно, что он построил мечети еще и в Байшагыре, в Бейнеуском районе, в Огланды в Мангистау. В каждую из них стекаются люди, чтобы обрести здоровье, укрепить дух.
Теперь перейдем в сторону песков. В местности Аккудык была мечеть Бегимбета Косжана из рода Адай, который был и акыном. Мечеть функционировала до установления Советской власти, а позже пустовала. В годы независимости родственники дали поминальный ас в честь предка.
В Карашунгуле была мечеть Акбота Балмухамбета из рода Адай, ишана Шонгараулы. Далее располагались мечети Дуйсенбая ахуна Бектурулы и в Косакыре Кенже — адайца Абдирахмана. Мечеть Сарыкаска — Толегена Ерсары, на старой прорве — мечеть Ермаганбета (Мамбеталы Шуишбека).
Каждая из мечетей внесла свой вклад в духовное образование населения. Но в конце 1920 года практически все они были разрушены, а религиозные деятели подверглись гонениям, репрессиям. Преследовали и их детей, которые втайне читали намаз, их отчисляли из учебных заведений, увольняли с работы, вокруг них создавалась зона нетерпимости.
Только с получением независимости нашей республикой появилась возможность для восполнения исторических данных, имен предков. А в центре Кульсары была построена мечеть, которая в данное время восполняет утраченные позиции.
Жанаш НУРМАХАН,
педагог, поэт, энциклопедист