«Мат» предкам?
Общеизвестно, что вовсе не животные, а именно представители homo sapiens умудрились придумать определенные сочетания звуков, чтобы потом наложить на них табу. Зачем же придумывать запрет, который непременно будет нарушен? Речь веду о нецензурной брани, которая, к сожалению, не спешит исчезнуть из нашей речи. С еще большим сожалением констатирую, что знание табуированной лексики передается из поколения в поколение. Парадокс, однако.
Когда местные педагоги говорят, что матерная речь среди учащихся их учебных заведений давно изжита — это, скорее, исключение из правил. Посмотрите, что пишут атырауские мамы и папы на родительских форумах в соцсетях: «Как он разговаривает со своими друзьями – это же ужас! Масқара! Мат через слово!», «Почему наши дети ругаются матом в школе, на улице и даже дома? Можно ли что-то с этим сделать?». Большинство подобных постов завершается призывом к всеобщей борьбе с детским сквернословием. А толку?
По себе знаю и помню, что в подростковых компаниях существовал негласный запрет на прямое проявление чувств. Мы, отроки конца 70-х – начала 80-х, были резковаты, посмеивались, а иногда и откровенно насмехались над нежностью, привязанностью, грустью. Мы пока еще не умели обращаться с кипящими в нас чувствами. А использование нами «сильных» слов являлось выражением столь же сильных эмоций. Правда, в отличие от нынешних тинэйджеров, в основном, эмоций позитивных, как то: восхищение, поощрение, удивление. Время, видимо, было беззаботное – никаких тебе депрессий, суицидальных мыслей и страхов за завтрашний день…
Психологи утверждают: подростковый негативизм — в целом, нормальное явление. И рекомендуют: если родители случайно услышали разговор ребенка с другом или подругой, в котором проскакивали крепкие выражения, не стоит делать из этого трагедию и устраивать подробное расследование. Лучше в спокойном тоне поговорить с подростком о том, что ругательства засоряют речь и очень быстро входят в привычку. Случайно вылетевшее бранное слово может сослужить подростку плохую службу в школе, при поступлении в вуз, при знакомстве с парнем или девушкой.
А говорят ли о чувствах в вашей семье? Каким образом вы выражаете любовь друг к другу, радость, грусть, какими словами описываете, что рассержены или устали? Ведь нередко мы, взрослые, тоже не умеем напрямую говорить о том, что переживаем и выражаем чувства, скорее, через поведение. К примеру, злость выражается повышением голоса, подзатыльниками или теми же ругательствами, пусть и в смягченной, социально приемлемой форме. В таком случае неудивительно, что наше чадо использует тот же способ, ругаясь матом. Чтобы уметь описывать свои переживания словами, наш ребенок должен иметь перед глазами модель такого поведения. А таковой могут быть только папа с мамой.
…Знакомый директор школы как-то говорил мне, что в их учебном заведении словосочетание «школьный мат» в первую очередь ассоциируется с шахматным кружком. Не правда ли, славно?
Болат АБУОВ