Общество

Контрольная поездка

Ежедневный прирост ковид-зараженных пугает тех, кто пользуется общественным транспортом. Обрабатываются ли автобусы? Увеличили ли количество машин на маршрутах? А самое главное – как себя ведут сами жители относительно санитарных мер? Те, кто ездит ежедневно в общественном транспорте, на последний вопрос знают ответ. А кто не в курсе, сейчас расскажу.

Для кого я пишу эту статью? Преимущественно для самих пассажиров, ведь торопясь на работу/домой, мы, сидя в телефоне, не замечаем находящихся рядом пассажиров. А надо бы. А еще для водителей и руководства автопарков. Потому что у последних, хоть и есть Telegram-чат, но, может, они туда не часто заглядывают, так как вопросов к ним немало. И, забегая вперед, скажу руководству автопарков: надо почаще делать контрольную поездку.

10.30, будничный вторник. Время, конечно, не совсем подходящее – оно не считается часом пик. Ну, по-другому у меня не получилось. Зато я посмотрела средний контингент пассажиров в это время (бабушки, мамы с детьми, отпускники, подростки).

Конечная Авангарда. Стоит специальная будка для техничек, где внутри имеются все средства для обработки салона автобусов. Приезжает 14-тый. Люди выходят, и техничка торопится обработать салон. Я вижу, как она протирает все поручни, двери, окна, словом, все места, за которые, в случае резкой остановки или обгона водителем другого автобуса (а этим наш общественный транспорт грешит, и пусть меня в автопарках никто не переубеждает), пассажир дотрагивается, держится.

Все обработано, люди могут заходить. Сажусь в автобус и я. Кстати, в начале года отмечала страшные антисептики в автобусах, ужасно прилепленные скотчем. Так вот, теперь антисептики в салонах очень даже приличные. Только ими… никто не пользуется. Я, наверное, только. Но они есть!

Автобус трогается, и мы направляемся в сторону ж/д вокзала. Салон просторный, есть места сидячие. Стою у окна. Оно было закрыто, работал кондиционер. Я приоткрыла. Но разве нельзя во всех автобусах открыть окна, ведь сейчас сильный рост ковид-инфицированных? В последующие дни заметила, что почти во всех автобусах, в которых есть кондиционер (кстати, слишком сильно охлаждают, я даже стала выбирать обычные, без «сплит-системы»!) грешат закрытыми окнами. Руководству на заметку!

В салоне кондуктор, который подходит к каждому пассажиру с валидатором, хотя стационарный работает.

— «Культура» потому что у наших людей хромает, — объясняет мне кондуктор. – Не стремятся заплатить. Вот и приходится каждому «кланяться».

Замечу, что сегодня в автобусах оплату производят молодые атыраучане путем мобильного приложения, те, кто постарше – смарт-картой. Совсем мало, но попадаются те, которые до сих пор не приобрели карту и платят в два раза дороже, чем те, кто по карте едет.

…Вдруг на «Мерее» раздается возмущенный голос: «Кондуктор! Почему у некоторых маски неправильно надеты? У кого на подбородке, у кого просто рот закрыт! Надо надевать маску, закрывая нос и рот! А вы, молодой человек, почему без маски?» — это бабушка зашла в салон. Глазастая! А я и не заметила пассажира-нарушителя.

Маска для бабушки

«Парень, я не хочу из-за тебя болеть!» — не унимается совершенно справедливо женщина.

Кондуктор просит всех надеть правильно средства защиты. А водитель (молодец!), достает маску и протягивает парню.

— А сколько стоит? – спрашивает пассажир.

— 10 тенге… Шутка, — говорит водитель.

И тут пассажир начал ругаться, мол, что за шутки еще, что это такое и всё в подобном роде.

— Да ты надень маску-то, тебе уже всё предоставили! – бабушка настаивает.

Практически весь салон уговаривал этого… не могу назвать здесь, в газете, тем словом, которым хочу. В общем, молодой человек соизволил – закрыл только рот маской. И всё ворчал, как старый дед, насчет шутки. Но самое главное ожидало впереди – через две остановки бабушка-активистка вышла. И парень тут же снял маску! Таким образом, я сделала грустный вывод: немало атыраучан даже не понимают, для чего им это средство защиты. Для какой-то бабушки? А как же твое здоровье?

Ashyq – вовсе не ограничение

А тут еще Ashyq придумали в автобусах, немало пожилых людей восприняли эту новость в штыки.

Как рассказали нам в «Смарт Атырау», Ashyq – это не ограничительная мера.

— Все думают, что мы тем самым не даем жителям ездить в автобусах. Нет, это просто для социальной дисциплины, чтобы люди понимали, что можно посмотреть свой статус и узнать статус пассажира (если он сам пожелает проверить через QR-код). У нас уже были такие факты, когда по Ashyq вышел у пассажира «красный» статус, — отметил директор «Смарт Атырау» Данияр Сатенов. — Ashyq в автобусах – это косвенное, это не связано с работой автопарка, чтобы водители прямо перед запуском в салон автобусов у всех статусы проверяли.

Это для людей, которые хотят проверить свой статус.

По словам руководства «Смарт Атырау», сегодня, помимо пассажиров, в автобусах ездит мониторинговая группа, просят показывать, у кого есть гаджеты, свой статус по Ashyq. Выборочно садятся на тот или иной маршрут и проверяют.

— Но это не происходит в течение всего дня. Также проверяют заполняемость автобусов, так как в постановлении санврача региона указано насчет перевозок – только посадочные места, — продолжает Д. Сатенов. — Но мы от себя добавляем, чтобы в салоне хотя бы человек 10 еще стояло. Потому что в часы пик обслуживать тоже нужно, и мы такое допускаем. Некоторые же пассажиры, видя это, потом жалуются, мол, нас не берут в автобус. И опять пишут жалобы, а в данном случае это ведь санмеры.

ПОСЛЕ 20.00. НА АВТОБУСЕ? ВЫ СЕРЬЕЗНО?

— Почему после восьми вечера трудно уехать на автобусе? – спрашиваю я, пользуясь случаем, директора «Смарт Атырау».

 — Многие атыраучане сейчас относятся к общественному транспорту как к такси. У нас ведется статистически вся информация. Жалобы, предложения. Есть недовольство и насчет времени движения. Есть проблемные маршруты, но они связаны с ремонтом дорог, с перекрытием улиц. Вы же знаете, что город наш «проходит» через мосты, соединяются два берега, и есть небольшие затруднения в этом плане. Но над этим работа ведется, мы сейчас пытаемся добавлять автобусы на те самые проблемные маршруты, и поэтому сокращается за счет этого интервал движения, этому многие рады.

Вообще, автобусы ходят до 21.30 – 22.00 ч., все наши договородержатели по маршрутам осуществляют перевозки.

— В основном, всё же допоздна ходят автобус №№14, 2, 12? А таких, допустим, как 57-й, не дождешься после 20.00…

— Ну, №57, к примеру, на сегодняшний день очень длинный маршрут, идущий с пригорода. Буквально недавно мы по этому поводу провели совещание, и с завтрашнего дня (интервью записывалось 11 августа. — Н.Ш.) будут автобусы на тот маршрут добавляться. Вообще, автобусы на те или иные маршруты добавляем на основе анализа и мониторинга. Потому что с ремонтом дорог этим летом кое-какие автобусы пересекаются и едут, получается, по одной улице.

— А две двери не открывают до сих пор… — говорю я, потому как в течение своего репортажа видела такой «грех», например, за водителем 8-ки.

— Этот момент объясню: сейчас доступ в автобус через одну дверь делается для того, чтобы обезопасить пассажиров (как именно обезопасить, если открывая только одну дверь, водитель создает столпотворение, в разговоре с нами не уточнили. — Н.Ш.). В автобусах, где есть кондукторы, открываем две двери.

Насчет водителей. Они у нас с утра до вечера работают в таком общественном месте, где в день проходимость порядка тысячи человек. А сама эпидситуация не очень хорошая. По­этому многие вакцинируются. Я сам вакцинировался, и руководители автопарка привились. Сегодня принимаем заявки от самих водителей, у них ведь рабочий очень долгий – с шести утра и до вечера. Они сдают смену, и мы организовываем пункты вакцинации, там же они прививаются, – сказал руководитель «Смарт Атырау».

Возвращаясь к моему репортажу: хотелось бы заметить про толкучки в автобусах, преимущественно в часы пик. Я попробовала на днях подождать попросторнее, но куда там. Автобусы в конце рабочего дня очень даже заполнены. Но как только на часах будет 19.30 или утром 9.30 – салоны свободные. Даже присесть удастся, да еще и дистанция будет. Может, еще закупить автобусы горадминистрации?

Полезные контакты:

Smart Atyrau в Telegram – здесь публикуются все новости по движению маршрутов. Зайдя в чат, вы можете отправить свои жалобы/предложения по обслуживанию в общественном транспорте.

Смарт Атырау ­в ­Facebook – здесь вы можете тоже отслеживать все новости по общественному транспорту в нефтяной столице.

Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button