КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
В соответствии с поручением Главы государства, борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица. Об этом говорили на встрече руководящего состава с коллективом управления внутренней безопасности департамента госдоходов Атырауской области.
Руководитель управления внутренней безопасности департамента госдоходов Зангар Занканов ознакомил личный состав службы экономических расследований с изменениями, которые произошли в Законах РК «О противодействии коррупции», «О государственной службе» и Указе Президента «Об утверждении этического кодекса государственных служащих РК».
В своем выступлении спикер напомнил, что Закон РК «О борьбе с коррупцией» от 1998 года утратил силу, и отныне в действии новый Закон «О противодействии коррупции».
— С учетом реалий настоящего времени, которые отражены в антикоррупционной Стратегии на 2015-2025 годы, по реализации 5 институциональных реформ Главы государства и программе по противодействию коррупции партии «Нұр Отан» на 2015-2025 годы новым антикоррупционным законом принят ряд положений, — информирует З. Занканов. В частности, он сказал, что в декабре прошлого года Президентом Республики Казахстан был подписан ряд нормативно правовых актов, которые изданы в целях эффективного противодействия фактам коррупции, совершенствования государственной службы, повышения требований к деловым качествам государственных служащих.
— Что касается изменений в названиях действовавшего и принятого закона, то следует сказать, что использование каждого термина должно исключать возможность неоднозначного толкования, — говорит руководитель управления. — Учитывая специфику работы службы внутренней безопасности, хочу более подробно остановиться на пункте «служебная дисциплина» главы 7 Закона «О госслужбе РК». Так, например, в статье 44 Закона даны определения таким понятиям, как «дисциплинарный проступок государственного служащего». К ним относятся противоправное или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, нарушение дисциплины и служебной этики и т.д. «Дисциплинарным проступком» также является увольнение по собственному желанию лиц, совершивших дисциплинарный проступок, влекущий увольнение по отрицательным мотивам. Также к статье 50, которая называется «дисциплинарные проступки, дискредитирующие госслужбу», относятся использование своих должностных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением своих материальных интересов либо близких родственников и свойственников; предоставление не предусмотренных законом преимуществ при поступлении и продвижении по госслужбе и т.д. И таких пунктов насчитывается около 18.
Также он озвучил, какие взыскания налагаются на госслужащего за совершение дисциплинарного проступка — выговор, предупреждение, понижение в должности или увольнение, а также и иные виды взысканий.
Далее докладчик остановился на статье 52 Закона РК «О госслужбе», где прописан и регламент антикоррупционного поведения, который гласит: «Если госслужащий располагает информацией о коррупционном правонарушении, он должен принять все необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения. В том числе обязан незамедлительно в письменной форме информировать об этом вышестоящего руководителя, а также уполномоченные государственные органы».
Реализация каждого этапа противодействия коррупции в нашей стране ознаменовалась принятием ряда антикоррупционных программных документов и соответствующими изменениями в законодательстве и правоприменительной практике. И в целях эффективного использования профессионального потенциала в Законе «О госслужбе РК» осуществляется ротация административных госслужащих. При ротации в другую местность госслужащие обеспечиваются служебным жильем без права приватизации. Согласно Закону, аттестация государственных служащих проводится по решению Президента Казахстана, определяющему ее порядок, сроки и категории аттестуемых госслужащих, и карьерное продвижение также будет осуществляться только на конкурсной основе. По новому Закону госорганы по решению уполномоченной комиссии могут принять на работу иностранных работников, прошедших спецпроверку. Упрощается и порядок административных должностей корпуса «А» и «Б» бывшими депутатами, политическими служащими и т.д. Законом также предусмотрены и социальные гарантии госслужащих — это доплаты и различные компенсации.
Руководитель управления внутренней безопасности департамента госдоходов З. Занканов в своем выступлении остановился и на главе 8 Закона, которая посвящена вопросам «Служебной этики госслужащих» и ст. 49, где определены требования к госслужащим по соблюдению служебной этики. В ней также говорится, что нарушение служебной этики госслужащими влечет дисциплинарную ответственность, установленную настоящим Законом. Мониторинг и контроль соблюдения служебной этики теперь возлагается на Уполномоченный орган по этике.
В конце своего выступления спикер напомнил еще и о том, что в 2005 году для повышения требований морально-нравственного облика и деловых качеств госслужащих в Казахстане был принят «Кодекс чести госслужащего Республики Казахстан», который утратил свою силу, и в 2015 году Указом Президента РК был утвержден «Этический кодекс госслужащих Республики Казахстан» и Положение об «Уполномоченном по этике».
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ:
Нурмухан Кажыкенов, главный специалист, старший офицер управления внутренней безопасности департамента госдоходов.
— Разъяснительная работа, проведенная сегодня среди личного состава, — необходимость. Для достижения эффективности работа по борьбе с коррупцией должна осуществляться на комплексной основе, а также при тесном взаимодействии всех государственных органов и институтов гражданского общества. Управлением внутренней безопасности департамента в течение года был осуществлен целый ряд профилактических мероприятий по пресечению и предупреждению коррупции. Могу привести наглядные примеры фактов коррупции, имевших место в органах государственных доходов в прошлом году. Например, управлением внутренней безопасности в прошлом году в Единый реестр досудебного расследования было зарегистрировано 14 коррупционных дел в отношении должностных лиц департамента госдоходов. Проведено 16 служебных расследований, из них 15 человек привлечены к строгой дисциплинарной ответственности: двое — за нарушение трудового законодательства, один — за нарушение кодекса чести госслужащего. Один сотрудник за антикоррупционное нарушение был уволен из органов госдоходов. И такая работа проводится постоянно.
Перечисленные задачи представляют собой основные направления антикоррупционной политики государства как комплекса правовых административных и организационных мер, направленных на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов и иных мер, определенных законом.
Анжелика КИМ