КАЗАХСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда-нибудь свою — равносильно отречению от личного счастья и удачи. Всегда и всюду головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении.

Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца.
Также существовало жесткое табу на дарение собственных головных уборов. Особенно суеверные казахи и сегодня не дарят и не разрешают надевать чужим свои шапки. Ведь иначе ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья. Дарить головные уборы в Казахстане, конечно, принято, но во всех случаях это будет совершенно новый предмет гардероба.
Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии» из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Изготавливали их на тканой основе, простеганной вместе с верхом. Для придания твердости тюбетейку прошивали частой строчкой или закладывали в околыш и верхушку картон или плотную бумагу. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
Молодые люди носили «зер такия» — тюбетейки, вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.
Мужские верхние головные уборы отличались пестротой и разнообразием. Особой популярностью среди мужчин всех сословий пользовалась войлочная шляпа – «калпак». Это летняя легкая шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой, которую обычно сшивали из двух совершенно одинаковых половин.
Для аристократии и знати существовал особый вид «калпака» — «айыр калпак», представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми кверху полями. Изнутри его, как правило, оторачивали тонким войлоком или плотной тканью, а снаружи отделывали особенно дорогим материалом (бархатом, атласом). Наибольшую ценность представлял декор «айыр калпак» — позумент из золотой нити в виде растительных узоров.
Также летним головным убором считался «борик» — круглая шапочка с меховой опушкой, нередко отделанная бархатом.
Для зимы была предусмотрена теплая шапка – «тымак» из овчины, и его детский вариант из лисьего меха. В суровых условиях степной непогоды «тымаки» (треухи) незаменимы и идеальны. Шапка состоит из тульи и четырех больших клиньев, скроенных из войлока и обтянутых тканью. Затылочная и наушные клинья «тымака» обшивались пушистым мехом, широкие поля защищали шею и плечи.
Головные уборы казахских женщин, как и женщин многих других народов, кроме основного назначения выполняли еще и социальную функцию — указывали семейное положение хозяйки.
У замужних женщин они еще как-то различались в разных родах и кланах, а вот девичьи были сравнительно однотипны на всей территории Казахстана.
Для девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая шапка с меховой опушкой — «борик».
Девичья «такия» считалась самой красивой из всех существующих в Казахстане тюбетеек. Она имела круглую форму и была очень легкой, высота шапочки составляла 10-15 см. На верхушку «такии» пришивали перья белого филина, как оберег, а края украшали дорогими камнями. Такую тюбетейку девушки носили до самого замужества, а уже на свадьбе существовал целый ритуал прощания с «такией» — символом детства.
Зимний женский «борик» или «шошак борик» — отделанная по околышу мехом выдры, лисицы или бобра, теплая шапочка была полной копией мужской. Однако девичий «борик» отличался тем, что околыш из меха был всегда снаружи и не отворачивался.
Однако самыми интересными, по праву, считаются головные уборы невест и замужних женщин Казахстана.
Головной убор казахской невесты – «саукеле» — самая красивая и дорогая часть свадебного костюма. Он представляет собой очень высокую конусообразную шапочку, на самый верх которой прикрепляли перо филина, а лобную часть украшали ювелирными камнями: сапфирами, жемчугом, кораллами. Высокий конус головного убора расшивался серебром и золотом, с двух сторон, обрамляя лицо, свешивались целые гроздья из драгоценных бусин, а к макушке прикреплялась белая кружевная вуаль – «желек», которой невеста обычно прикрывалась во время отправления свадебных ритуалов. Все украшения саукеле несли важную смысловую нагрузку — прежде всего защитную.
Стоимость «саукеле» всегда была очень высока, говорят, что в старину за нее давали больше, чем табун лошадей. И вот такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили «кимешек», который и сопровождал женщину до конца дней.
«Кимешек» — облегающая шапочка из белой ткани, надевающаяся на голову и закрывающая шею, плечи, грудь и спину. Лицевую его сторону обычно украшали вышивка гладью, бисер, жемчуг, кораллы, серебряные бляшки. Вышивали «кимишек» и по краям выреза. Сверху на шапочку навертывался высокий тюрбан из длинной белой ткани. Самым нарядным был кимешек, впервые надеваемый молодой женщиной. Первый кимешек девушке-невесте шили еще в доме родителей, и нередко на него перешивали все украшения с ее девичьего нагрудника.
«Кимешеки» представлены очень широко и повсеместно. По ним, как по паспорту, без труда можно определить возраст женщины, местность, где она проживает и клан, к которому она принадлежит.

Жанат ШАЯХМЕТОВА