НовостиОбществоТет-а-тет

Кашаган в цифрах и фактах

Уже в этом году на месторождении Кашаган планируется добыть от 4 до 7 миллионов тонн нефти. Пока разработка месторождения идет в режиме «пусконаладочных работ» и в сутки добывается 180 тысяч баррелей нефти, но число скважин, из которых добывают нефть, постепенно увеличивается. Постепенно суточная добыча достигнет 370 тысяч баррелей.

Об этом и многом другом нашему корреспонденту в первом своем интервью после вступления в должность рассказал управляющий директор консорциума «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В.» Бруно ЖАРДЕН.

— Сколько всего скважин в настоящее время пробурено на месторождении? Сколько из них задействовано? Планируется ли бурение дополнительных скважин?

— На острове А общее количество скважин составляет 8, на острове D пробурено 12 скважин — всего 20 скважин. Кроме того, пробурено еще 20 скважин на других искусственных островах (EPC-2,3 и 4). В настоящее время эксплуатационные скважины введены в действие, в основном, на острове А. На днях была запущена первая эксплуатационная скважина на острове D, в ближайшее время здесь планируется ввести в строй еще одну. Всего нефть добывается из 10 скважин. Остальные могут быть введены в эксплуатацию по мере готовности мощностей по обратной закачке газа. Последующие этапы освоения в настоящий момент находятся на стадии планирования.

— Когда планируется завершить Этап I (при каком уровне добычи нефти) и перейти к Этапу II освоения месторождения Кашаган?

— Как вы знаете, эксплуатационный цикл Этапа 1 проекта освоения месторождения Кашаган составляет десятки лет, и последующие этапы освоения в настоящий момент находятся на стадии планирования.

Тем не менее, мы недавно получили одобрение Правительства Республики Казахстан на проведение подготовительных инженерно-технических работ в рамках проекта дальнейшего расширения производства на Этапе I освоения месторождения Кашаган.

Проект расширения производства в рамках Этапа 1, который называется «ЦК01», предусматривает капиталовложения, направленные на увеличение объема добычи на 80 тысяч баррелей в сутки в результате ввода дополнительных мощностей по компримированию и закачке сырого газа на морском комплексе в Каспийском море. Одобрение Правительства позволяет НКОК начать подготовительные инженерно-технические работы в 2017 году и разработку планов дальнейших инженерно-технических работ на 2018 год. После завершения данного проекта объем добычи на Этапе 1 может достигнуть целевого уровня 450 тысяч баррелей в сутки.

— Кроме месторождения Кашаган на контрактной территории есть и другие, более мелкие, месторождения. Несколько лет назад о них часто вспоминали, но в последнее время они как-то подзабылись. Будут ли они разрабатываться?

— НКОК изучает возможность совместного освоения своего месторождения Каламкас-море и близлежащего месторождения Хазар компании «Каспиан Меруерт Оперейтинг Компани». Совокупные извлекаемые запасы этих двух месторождений составляют 67 миллионов тонн нефти и 9 миллиардов кубических метров газа. Мы надеемся, что экономия затрат в результате совместного освоения этих месторождений обеспечит экономическую эффективность разработки данных месторождений, а также будет способствовать началу разработки других месторождений на Среднем Каспии.

— Большая нефть — это, как правило, и большие проблемы с ее транспортировкой на мировой рынок, поскольку у Казахстана нет выхода к морям-океанам. По каким маршрутам уже доставляется нефть на рынок? Какие новые пути еще рассматриваются?

— Проблем с транспортировкой кашаганской нефти на мировой рынок не возникнет. Нефть, добываемая на Кашагане, отправляется потребителям по трем направлениям. Для этого мы используем систему КТК, связывающую Атырау с Новороссийском, трубопровод Атырау — Самара, откуда сырье уходит через систему Транснефть. А также восточное направление — нефтепровод Атырау — Алашанькоу. Не будет проблем с отправкой нефти и после увеличения объемов ее добычи. В прошлом году прошло расширение трубопровода КТК, возможности которого доведены до 67 миллионов тонн нефти в год.

— Господин Жарден, а можете сказать: сколько лет понадобится, чтобы окупить проект при цене, например, в 50 долларов за баррель нефти?

— Эксплуатационный цикл Этапа 1 проекта освоения месторождения Кашаган составляет десятки лет. Необходимо рассматривать его в долгосрочной перспективе, а не в контексте кратковременного периода текущих экономических условий. Мы не можем строить домыслы по будущей динамике цен на нефть. Тем более, что наша задача — эксплуатация месторождения, добыча нефти. Расчеты, думаю, исходя из динамики цен, делаются в тех компаниях, которые имеют доли в месторождении.

— Каково давление в пласте? Это действительно 800 атмосфер, или давление на разных участках меняется?

— Исходное (начальное) давление на Кашагане составляет примерно 770 бар, однако оно может незначительно меняться на различных участках.

— Можете сказать, сколько серы будет складироваться? Сколько будет отправлено на экспорт? Когда начнется закачка газа обратно в пласт, чтобы не допустить тех объемов, что были накоплены на Тенгизе.

— В ходе реализации проекта предполагается продажа всей производимой серы. В течение срока реализации проекта в среднем будет производиться около 1,1 миллиона тонн элементарной серы в год (3 800 тонн серы в сутки). Экспорт товарной серы запланировано начать в середине 2017 года.

— Об объемах добычи нефти в 2016 году информация была, а вот по газу что-то не припомню? Каковы итоговые цифры?

— 8 января объем безопасной добычи и экспорта с месторождения Кашаган составил один миллион тонн сырой нефти и конденсата. Объем экспорта товарного газа на тот момент составил примерно 260 миллионов стандартных кубических метров. Напомню, добыча началась в сентябре 2016 года и в настоящее время объем добычи составляет около 160 тысяч баррелей нефти в сутки. При этом темпы наращиваются до уровня 180 тыс. баррелей нефти в сутки, которого ожидается достигнуть в течение ближайших месяцев. После начала обратной закачки попутного (сернистого) газа и оптимизации до конца 2017 года предполагается достичь уровня добычи в 370 000 баррелей в сутки в рамках реализации Этапа 1 Кашаганского проекта.

— А куда отправляется газ? Вряд ли это является коммерческим секретом?

— Добываемый на Кашагане газ содержит сероводород. Он проходит процесс очистки на «Болашаке». Идет он на внутренний рынок через систему «КазТрансГаз».

— Можно ли сегодня говорить, что замененные трубопроводы прошли полную проверку и не несут опасность? Чем состав труб отличается от тех, что были проложены раньше и растрескались? Решен ли вопрос с компенсацией ущерба от компаний, поставивших трубы, который понес консорциум из-за задержки начала добычи?

— Материалом, выбранным для новых трубопроводов, является композитная сталь, состоящая из двух слоев: плакирующего слоя, выполненного из коррозионно-стойкого сплава (КСС), который будет контактировать с сернистыми нефтью и газом, и защитного слоя из углеродистой стали особого состава для придания требуемой прочности и стойкости. Производители и «НКОК» провели квалификационные испытания в процессе изготовления стальных листов и труб с целью обеспечения их соответствия техническим условиям. Дополнительные испытания были проведены после доставки труб на строительные площадки. Специалисты «НКОК» и компаний консорциума провели оценку методов, применяемых для сварки труб с плакировкой из КСС, в итоге выбрали наиболее приемлемый для обеспечения высокого уровня уверенности в целостности новых трубопроводов. Независимая экспертная организация проверяет каждый этап проекта от проектирования до пусконаладочных работ с целью подтверждения соблюдения норм и стандартов новых утвержденных технических условий.

Трубопроводы с острова D на УКПНиГ «Болашак» оснащены датчиками давления и находятся под постоянным контролем электронной системы обнаружения утечек. Система обнаружения утечек спроектирована таким образом, что все критические элементы (включая энергоснабжение) имеют резервные мощности. Также с целью обеспечения безопасности и целостности трубопроводов ведется регулярный мониторинг с помощью вертолета и пешего патрулирования.

Отраслевые эксперты и эксперты по материаловедению могут продолжить изучение вопроса, почему произошло повреждение труб на ранее проложенном трубопроводе. Мы выбрали материал труб с самым высоким запасом надежности и будем применять приобретенный опыт в сфере сварки, инспекции для обеспечения безопасной эксплуатации трубопроводов в течение всего срока действия проекта.

Как мы уже ранее сообщали, понесенные убытки полностью берет на себя консорциум. Они классифицируются как невозмещаемые, и Казахстан за это ничего не платит. Что касается возмещения убытков, то есть страховка. В настоящее время идут переговоры со страховщиком о суммах компенсации. Но процесс этот сложный, все только начинается.

— В прессе назывались разные суммы общей стоимости проекта. Разница в оценках составляла десятки миллиардов долларов. Во сколько же все-таки обошлось освоение Кашагана?

— 55 миллиардов долларов с небольшим. Это на сегодняшний день.

— Спасибо за этот ответ. Я думал по условиям Соглашения о разделе продукции эта цифра так и не будет названа. Как и многие другие цифры и факты о проекте. Подробностей Соглашения по-прежнему нельзя раскрывать?

— Конфиденциальность СРП — это мировая практика. Как правило, СРП заключается между Правительством страны и компанией или группой компаний. И предусматривает соблюдение конфиденциальности. И мы несем ответственность перед Казахстаном за неразглашение условий. Для таких проектов это типично, так же как, например, вопрос о себестоимости кашаганской нефти, что тоже является коммерческой тайной.

— Не так давно страны ОПЕК и ряд государств достигли соглашения о сокращении объемов добычи нефти. К этому соглашению присоединился и Казахстан, пообещав сократить суточную добычу на 20 тысяч баррелей. Это как-то коснулось Северо-Каспийского проекта?

— На сегодняшний день просьб о снижении добычи на Кашагане к нам не поступало.

— Можете напомнить, сколько людей принимало участие в проекте на пике строительства и сколько занято сегодня? Естественно, вместе со всеми подрядчиками.

— Максимально в проекте было задействовано 42 тысячи человек. Сегодня занято примерно 15 тысяч, в том числе в консорциуме около 3 тысяч человек.

— Спасибо за интервью!

Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button