Кайрат Лама Шариф: ислам — религия единства, мира и добра

ВЫСТУПАЯ НА XV СЕССИИ АССАМБЛЕИ НАРОДА КАЗАХСТАНА, ГЛАВА ГОСУДАРСТВА НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ ВЫДВИНУЛ ИДЕЮ СОЗДАНИЯ АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ. КАК ПОДЧЕРКНУЛ ПРЕЗИДЕНТ, ФОРМУЛИРУЯ ЗАДАЧИ ЭТОЙ СТРУКТУРЫ, «НАШИ КЛЮЧЕВЫЕ КОНФЕССИИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ МОГЛИ БЫ АКТИВНЕЕ РАБОТАТЬ С ВЕРУЮЩЕЙ МОЛОДЕЖЬЮ, ПОМОГАТЬ ЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ ИСТИННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗНАНИЙ». О СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В НАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДУХОВНЫХ КОНФЕССИЙ С ВЛАСТЬЮ И МЕЖДУ СОБОЙ, О ТОМ, КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ПРОНИКНОВЕНИЯ В УМЫ ЮНОГО ПОКОЛЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ, МЫ БЕСЕДУЕМ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ АГЕНТСТВА, ИЗВЕСТНЫМ ДИПЛОМАТОМ И АРАБИСТОМ КАЙРАТОМ ЛАМА ШАРИФОМ.
— В первую очередь хочу отметить, что нынешний месяц именуется священным месяцем Рамазан. Согласно догмам ислама, именно в этом месяце начал ниспосылаться пророку Мухаммеду Священный Коран. Именно Рамазан является тем пределом, когда после 11 месяцев постоянной борьбы со своими страстями (нафсом) у человека появляется возможность их победить. Месяц Рамазан пронизывает все вокруг духом праведности и добродетели. Каждый верующий мусульманин старается исключить совершение грехов и недостойных дел.
Сегодня в Казахстане отмечается национальное религиозное возрождение. Религия как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций имеет высокую ценность в глазах наших сограждан. В связи с этим сила религиозной этики все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения. Религиозные принципы традиционных вероучений влияют на то, как многие поколения людей воспитывали своих детей, хоронили умерших, трудились, писали книги и создавали великие произведения искусства. Иными словами, традиционные религии стали неотъемлемой частью культуры и общественной жизни.
Президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на II Съезде лидеров мировых и традиционных религий сказал: «Тысячелетиями культуры, основанные на вере, сохраняли свое живое слово в истории. В некотором смысле сохранение своего религиозного духа есть залог сохранения в истории целых народов».
Исторически приобщение к культуре мусульманского Востока дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане. С одной стороны, придя на смену древним культам, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа. С другой — именно ислам стал одним из ключевых факторов сохранения государственности, этнической и культурной идентичности. Не случайно выдающиеся представители тюркской и казахской интеллектуальной элиты многих эпох — от Ходжи Ахмеда Ясави и Асана Кайгы до Абая и Шакарима — были носителями исламской духовности.
Ислам и православие являются одними из главных культурообразующих компонентов в жизни казахского и русского народов, и не случайно государство признало в качестве официальных выходных дней такие праздники, как Курбан айт и Рождество.
Казахстан стал для всего мира примером межконфессионального согласия. Многовековой опыт мирного сосуществования ислама и христианства, прежде всего православия, стал свидетельством братства казахского, русского и других народов, населяющих нашу республику. Каждая религия на своем языке несет людям общечеловеческие ценности, закрепляет нормы поведения в обществе, выступает в роли хранителя многовековых духовных ценностей народов.
На сегодня Казахстан, бесспорно, является лидером в продвижении идей религиозной толерантности. Опыт межконфессионального диалога нашей страны получил признание и поддержку у религиозных лидеров во всем мире. Республика своими практическими делами демонстрирует, что согласие между народами и религиями вполне достижимо. Благодаря политике Президента Нурсултана Назарбаева, государство сумело выстроить собственную модель мирного проживания различных этносов и конфессий.
Мусульмане и православные, католики и протестанты, буддисты и иудеи – все с уважением относятся друг к другу. Ведь каждый человек вправе выбирать свои религиозные взгляды, не ущемляя при этом права других граждан. Именно поэтому в Казахстане прошли уже три съезда лидеров мировых и традиционных религий, в ходе которых духовные иерархи разных стран и народов подтвердили стремление к единой цивилизации, которая основывалась бы на общепринятых ценностях терпимости и свободы, к диалогу различных культур и религий.
— Кайрат Кайырбекулы, в Конституции Казахстан провозгласил себя светским государством, в котором религия отделена от власти. Как, исходя из этого, возглавляемое Вами агентство взаимодействует с религиозными объединениями?
— В каждом светском государстве обязана присутствовать четко сформулированная светская идеология. Если она не будет соблюдаться, то государство станет уязвимым для межконфессиональных конфликтов.
Многие понимают светскость как соблюдение нейтралитета относительно всех религий, и что государство должно являться независимым от духовенства и быть свободным от любых теологических концепций. Однако на сегодня данные подходы в определении светскости постепенно меняются.
Если обратиться к опыту других стран, то мы видим многообразие моделей соотношения светскости и демократии. Единой программы унификации государственно-религиозных отношений не существует. В каждой стране сложились свои определенные государственно-конфессиональные отношения, уникальным образом неся на себе печать исторических и культурных особенностей.
Светскость государства является гарантом его развития и модернизации. Нельзя допустить распространения в Казахстане бездуховности и радикализации религиозных взглядов. Светскость государства подразумевает уважение и веротерпимость к многообразию религий, подталкивает к созданию светского типа гуманизма в обществе, формирует светского гражданина, патриота своей страны, любящего свою Родину, и при этом не исключает позицию укрепления национальной культуры и традиционных для данного государства религий.
Формирование светского типа гуманизма будет влиять, в свою очередь, на утверждение нового типа религиозной культуры, не исключающей межрелигиозной толерантности и при этом сохраняющей национальную идентичность страны.
Многие государства, провозгласив светскость и демократию, определили при этом особые отношения с религией – от выведения ее за границы всякой общественной и государственной жизни до официальной поддержки одной или нескольких традиционных, среди многих. Будучи светским государством, Казахстан имеет возможность выстраивать свои государственно-конфессиональные отношения, опираясь на опыт зарубежных стран, на свою историю, национальные интересы и реалии. В этом отношении безусловный приоритет в республике должен быть на стороне традиционных религий.
Светское поведение исключает недостойные и безнравственные поступки, а также проявление в поведении или во внешнем виде индивидов элементов религиозного или сектантского характера, которые никто в обществе не должен никому навязывать. В то же время сектантские проповедники в большинстве своем всячески стараются максимально вторгнуться в частную жизнь прихожан и максимально видоизменить поведение попавших под их влияние людей, начиная от принудительных рекомендаций о внесении изменений в одежде, пище, ритуалах и заканчивая коррективами мышления, сознания человека.
Модель взаимоотношений государства и религиозных объединений в нашей республике основана на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию. Следует выделить три основных принципа государственной политики в области свободы вероисповедания – нейтралитет, толерантность и паритет. Причем главенствующее место отводится принципу нейтралитета государства, включающего в себя невмешательство во внутренние дела религиозных объединений.
Принцип толерантности означает уважительное отношение к религиозным убеждениям. Принцип паритета обусловливает равенство перед законом всех религиозных объединений и представителей различных вероисповеданий. Поэтому любое религиозное объединение, призывающее к насилию, свержению конституционного строя, смене власти и так далее, то есть нарушающее закон, не должно свободно функционировать.
Одним из действенных инструментов гармонизации межконфессиональных отношений, укрепления диалога между религиозными объединениями и государством в Казахстане выступают Совет по связям с религиозными объединениями при правительстве РК, созданный в 2000 году, и региональные советы, основанные по решению акимов областей, городов Астаны и Алматы.
Немаловажным аспектом в деятельности данных консультативно-совещательных органов является то, что они сформированы из числа представителей ведущих конфессий, ученых-религиоведов, руководителей общественных объединений по оказанию помощи пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных течений, сотрудников органов госуправления и общественных деятелей. Все это дает нам возможность совместно решать общие проблемы.
Исходя из стоящих актуальных задач, агентство намерено организовывать мероприятия, способствующие укреплению стабильности и духовному просвещению казахстанского общества, изучать и анализировать развитие религиозной ситуации, деятельность религиозных объединений, миссионеров и малочисленных религиозных групп. Важным направлением нашей работы в ближайшей перспективе станет совершенствование законодательства, регулирующего вопросы государственно-конфессиональных отношений. Особое внимание при этом будет уделено профилактике религиозного экстремизма.
– Как Вы оцениваете современную религиозную ситуацию в республике?
– В целом она стабильная. Как я уже говорил, одной из характерных особенностей развития нашей страны является заметное расширение роли религии в жизни общества. С каждым годом растет число верующих и религиозных объединений, увеличивается количество культовых сооружений. Так, общая численность религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий и деноминаций, составляет 4 551. Тогда как в 1990 году их было всего 670.
Казахстан является наглядным примером того, как представители различных верований живут в мире и согласии. Такое многообразие свидетельствует об уважительном отношении государства к свободе вероисповедания, сохранении атмосферы толерантности и веротерпимости в обществе. Республика как поликонфессиональное и полиэтническое государство и дальше будет использовать гуманитарно-нравственный потенциал мировых и традиционных религий, и поддерживать межконфессиональное согласие и диалог духовных лидеров. В этом плане следует отметить, что в конце мая следующего года в Астане состоится IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Тема для обсуждения – «Мир и согласие как выбор человечества».
Целенаправленной государственной политикой обусловлены стабильность и толерантность духовной сферы жизни казахстанского общества и начавшееся после обретения республикой независимости возрождение религиозного сознания и религиозной самоидентификации населения. Возросший интерес граждан к религии стал восприниматься как часть общего, более комплексного процесса этнокультурной самоидентификации, выраженный в возврате к религиозным истокам этничности, возрождении этнической самобытности, культуры и традиций. Население Казахстана никогда не было склонно к фанатичной вере, скорее, оно отличалось религиозной терпимостью и толерантностью в межконфессиональной сфере.
Вместе с тем в настоящее время в Центральной Азии получили определенное распространение духовные течения с взглядами, которые могут повлиять на устоявшуюся религиозную ситуацию. Благоприятной почвой для таких течений являются неискушенность в религиозных догмах, отсутствие четкой жизненной позиции, а также доверчивость граждан. Приверженцы же упомянутых течений, в свою очередь, отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Фанатизм и слепое следование идее, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией, – вот особенности их мировоззрения.
Под видом обучения исламу они распространяют экстремистские идеи: организуют группы, которые призывают к борьбе за «исламские порядки», создают себе имидж борцов за народные интересы, устанавливают тесные контакты и объединяются с другими экстремистскими организациями.
Спекулируя на религиозных чувствах населения, на свободе вероисповедания, а также пользуясь недостаточностью опыта взаимодействия государственных институтов с религиозными организациями, эти радикальные группы пытаются решить определенные свои задачи. Речь идет о таких организациях, как Хизб-ут-Тахрир, и другие.
Свою деятельность они стремятся вести с позиции навязчивого миссионерства и прозелитизма. Криминальная экстремистская деятельность радикалов направлена, как правило, на достижение политических и экономических целей. Между тем религиозная деятельность, основанная на нетерпимости, может нанести существенный ущерб духовной безопасности любого общества, затрагивая при этом многовековые устои традиционных для того или иного государства религий, в том числе ислама.
Противодействовать распространению экстремистских идей необходимо прежде всего интеллектуально. Фанатизм должен быть дискредитирован на академическом уровне усилиями ученых гуманитарной и религиозной сфер науки. Гражданам Казахстана следует осознать, что угроза экстремизма не является мифической и противодействие ему требует усилий всего общества совместно с государством. Эффективность борьбы с этим негативным явлением в нашей стране зависит от того, насколько последовательно и строго соблюдаются требования закона.
– Расскажите о механизмах противодействия и предупреждения религиозного экстремизма и радикализма.
– При последовательном подходе государства к решению религиозных вопросов и поддержанию межконфессионального диалога вырабатывается социально-религиозный иммунитет в сознании общества, позитивно воздействующий на формирование правильных типов социальной и правовой культуры.
Наша непосредственная задача – принимать действенные превентивные меры по предупреждению проникновения чуждых казахстанскому менталитету религиозных организаций. Главным образом необходимо уберечь от их влияния детей и молодежь. Мы будем на постоянной основе вести планомерную работу, направленную на формирование у молодежи необходимых знаний о традиционных для Казахстана религиях, чтобы она не делала выбора в пользу чуждых нашей республике верований.
Наша общая задача – помочь молодому поколению, будущему государства, избежать воздействия организаций экстремистского направления.
– Каким образом нужно повышать религиозную грамотность соотечественников?
– Человек, хорошо знающий свою религию, никогда не позволит вовлечь себя в организацию с сомнительными взглядами. Понятно, что у каждого есть право выбора. Но для того чтобы выбрать, человек должен знать о том, что выбирает. Дабы заполнить информационный вакуум, необходимо привлекать к освещению темы не только религиоведов и философов, но и журналистов.
Религия – сложный и многогранный феномен. Поэтому очевидно, что в Казахстане необходимо повышать уровень религиозной грамотности населения. Специальный курс «Основы религиоведения» введен в школьную программу именно по этой причине. Религиозную грамотность, истинные духовно-нравственные ценности, которые может дать религия, нужно прививать со школьной скамьи, дабы обезопасить молодые умы от тлетворного влияния экстремизма и ксенофобии.
– Недавно Вы заявили о разработке концепции развития умеренного ислама в Казахстане. Что под этим подразумевается?
– Усиление фундаменталистских идей в среде верующих имеет место во многих странах. Представители соответствующих течений руководствуются радикальными установками, и не может не настораживать то, что они навязывают свои вероучения своим близким, детям, всему обществу. Поэтому мы в Казахстане исходим из того, что необходимо выдвигать альтернативу различным радикальным идеям. Это в какой-то степени превентивный шаг в нашей стране.
Истинная религия побуждает верующих к добру, запрещает причинение вреда, формирует активную, непримиримую позицию по отношению к религиозному экстремизму, чему существуют многочисленные доказательства в Священном Коране и жизни пророка Мухаммеда. К примеру, в Коране есть аят: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины». Пророк Мухаммед в свою очередь сказал: «Воистину, религия – облегчение. И не препирайтесь относительно религии, а то устанете и охладеете к ней. Направляйте же людей на правильный путь, сближайте их и радуйте».
Ислам – религия мира. И это отражается в корне, к которому восходит это великое понятие – «салам», то есть мир и спокойствие. Но в еще большей степени устремленность ислама к миру отражается в его сокровенной сути как религии не одного какого-то рода, племени, нации или народа, но ниспосланной Творцом всем людям для их единения друг с другом в братстве, взаимном познании и любви.
С самого зарождения исламской религии ее последователям вменялось в священную обязанность быть носителями высоких гуманных идеалов, определенных Творцом, быть глашатаями истинной просвещенности, действительной свободы и всеобщего милосердия.
– Как известно, в настоящее время в исламе существуют четыре основные религиозно-правовые школы – мазхабы. Они распространены по всему миру. Почему наши предки приняли именно ислам ханафитского мазхаба?
– Богословско-правовые учения в исламе полностью разработаны и закончены, то есть мнения известных ученых, разрабатывавших эти мазхабы, охватывают все возможные стороны жизни мусульманского общества. На казахскую землю ислам пришел более двенадцати веков назад. С тех пор наш народ придерживается течения мазхаба Ханафи. Преимущество приверженности к одному из мазхабов в исламе состоит в том, что в народе сохраняются единство, согласие, организованность. Доказательством тому служит тот факт, что в Центральной Азии на протяжении нескольких веков не происходило конфликтов, раздоров и вражды на религиозной почве. Единство в вероисповедании не допускает появления злых намерений.
Поэтому главной на сегодня задачей для повышения духовности нашего народа является грамотная и разумная пропаганда ценностей исламской веры, ведущих к гуманности, проповедующих честность, справедливость, правдивость, воспитывающих любовь к стране, народу, уважение к другим народам, религиям, проповедующих лучшие традиции и обычаи.
Основателем первого мазхаба является Абу Ханифа. Этот мазхаб возник в VIII веке в Ираке. Абу Ханифа считается первым, кто начал разрабатывать методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кийас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права. Последователей мазхаба называют ханафитами.
Возрождение ханафитского мазхаба в нашем современном обществе важно. При этом стоит акцентировать, что возрождение ислама в Казахстане никогда не было и не будет препятствием для свободного функционирования других религий. История свидетельствует о приверженности наших предков к ханафитскому толку суннитов. В частности, наши прадеды в своих религиозных убеждениях опирались на матуридийскую школу ханафитского мазхаба. Матуридийская школа – научное наследие имама Абу Мансура аль-Матуриди. Он родился в 852 году в Самарканде и жил в квартале под названием Матурид, отсюда и приставка к имени. Абу Мансур аль-Матуриди, ставший великим мыслителем, основателем богословской школы в Центральной Азии, укрепил ханафитский мазхаб и защитил от нападок суннитские вероучительные принципы.
К сожалению, после многолетнего отрыва от своего наследия в прошлом веке казахстанские мусульмане отдалились от своих истоков, в том числе ханафитских. В результате некоторые верующие на самом деле потеряли связь с прошлым, не знакомы с великим наследием своих предков и не способны «отделять зерна от плевел» в силу небольших знаний об исламе. Поэтому сегодня в повестку дня встает вопрос возрождения ислама, традиционно распространенного среди мусульман нашей страны.
Имеется в виду не только обрядовая сторона веры, но и ее духовная составляющая, под которой понимаются мировоззрение и внутреннее ощущение. Мы акцентируем внимание верующих на религиозных направлениях, имеющих историческую этнокультурную преемственность и внутренние механизмы консолидации.
Ханафитский мазхаб ныне исповедует примерно половина мусульманского населения планеты, в том числе большинство мусульман СНГ. Ханафитский мазхаб характеризуется толерантностью, терпимостью к инакомыслящим, он лояльно относится к христианам и иудеям. На сегодня в Казахстане приверженцы ислама ханафитского толка составляют около 70% населения. Для нас всегда были неприемлемы политизация ислама и религиозный фанатизм. Такое отношение исключает всякий догматизм.
– Известна Ваша позиция в том, что ношение хиджаба казахскими женщинами может привести к потере национального колорита. Можете ли Вы прокомментировать эту позицию?
– Наша национальная культура неразрывно связана с исламом суннитского толка ханафитского мазхаба, который определил самобытность казахского народа, его ценностные ориентиры. Распространяясь все глубже в казахские степи, ислам стал неотъемлемой частью национального мировоззрения и культуры, органично синтезировал казахские традиции и обычаи и религиозные принципы. При этом нам не следует стесняться того, как мы принимаем ислам: он адаптирован с учетом нашей культуры, традиции и ментальности, он естественным образом имеет свои особенности, сохраняя истинные каноны ислама.
Насколько известно из исторических сведений и художественной литературы, казахи растили своих дочерей в свободе, не заставляя покрывать волосы. Традиционные казахские имена говорят нам о том, что казахи придавали особое значение красоте волос: Сулушаш, Карашаш, Алтыншаш, Гульшаш. Желая красоты своим дочерям, они называли их Ботакоз, Ажар, Кыз Жибек, Баян сулу, Кунсулу, Асем, Кырмызы. Девушки могли состязаться с джигитами в искусстве айтыса и участвовать в национальных играх «Кыз куу» и «Алтыбакан».
В то же время в казахском обществе как мужчины, так и женщины носили традиционные головные уборы, которые варьировали в зависимости от сезона и благосостояния. С непокрытой головой разрешали ходить всем детям.
Девочки-подростки, незамужние девушки часто носили такие головные уборы, как бөрік (с меховым околышем) или тақия (вид тюбетейки), украшенный вышивкой.
Женщины использовали орамал в традиционном казахском стиле. Пожилые женщины надевали кимешек. Невесты украшали себя высоким головным убором, богато украшенным перьями — саукеле.
Казашки в повседневной жизни не закрывали лицо, не находились в затворничестве и юридически не были лишены права общения с членами других семей без разрешения мужа. Закрывания лица в традиционной казахской среде – вообще никогда не существовало. Сегодня поверхностным суждениям о хиджабе, влиянию чуждой культуры и идеологии может противостоять только наш традиционный ислам. В богатом словарном запасе казахского языка нет понятия «хиджаб». Наши прадеды также знали, что в Священном Коране понятие «хиджаб» употребляется не как одежда женщины. В Коране изначальный смысл этого слова означает – изгородь, завеса, перегородка, занавес, ширма.
В Коране слово «хиджаб» упоминается только четыре раза. В 46-м аяте суры «аль-Аграф»: «Между ними (Раем и Адом) будет хиджаб (изгородь)». В 5-м аяте суры «Фуссылат»: «Они (жители Мекки, которые еще не приняли ислам) говорят (Пророку Мухаммеду): «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой – хиджаб (завеса). Трудись же, и мы будем трудиться». В 51-м аяте суры «аш-Шура»: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через хиджаб (завесу, ширму). Или же Он (Аллах) отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает».
В 53-м аяте суры «аль-Ахзаб»: «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же Вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через хиджаб (завесу, перегородку)».
Как мы видим, в этих аятах Корана слово «хиджаб» не имеет ничего общего с ношением женщинами платка.
Обобщая, хочу подчеркнуть, что нельзя слепо копировать чужие обычаи, следовать чужой культуре, в частности арабской. Следует всегда помнить, что казахский народ может сохранить свою сплоченность, согласие и единство, только следуя обычаям и традиционной религии своих предков.
– Спасибо за обстоятельную беседу.

Магзум СУЛТАНГАЛИЕВ
Источник:
официальный сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна