К СНИЖЕНИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ
1. Основные изменения, внесенные в Закон Республики Казахстан (от 16 июля 1999 года №429-I) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».
Основными целями Закона являются снижение потребления алкоголя, сокращение теневого оборота алкогольной продукции, ужесточение законодательства, совершенствование отдельных норм законодательства. Он содержит следующие основные нормы:
— расширение перечня мест, запрещающих продажу спиртных напитков, а именно в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, автозаправочных станций, торговых рынков, культурно-досуговых организаций;
— отмена запрета на реализацию алкогольной продукции в радиусе ста метров от детских учреждений и организаций образования с 13 июля 2014 года;
— увеличение времени по запрету реализации крепкой алкогольной продукции:
«Розничная реализация алкогольной продукции, за исключением реализации в ресторанах, барах и кафе:
с объемной долей этилового спирта ниже 30% с 23 до 8 часов следующего дня;
с объемной долей этилового спирта свыше 30% с 21 до 12 часов следующего дня»;
— усиление ответственности за реализацию алкогольной продукции лицам в возрасте до 21 года и за нарушение времени продаж алкогольной продукции;
— ежегодная уплата лицензионного сбора субъектами, осуществляющими оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции с 1 января 2015 года (для оптовых реализаторов — 200 МРП; для розничных реализаторов: в столице, городах республиканского и областного значения — 100 МРП (г. Атырау); в городах районного значения и поселках — 70 МРП (в г. Кульсары и районных центрах; в сельских населенных пунктах — 30 МРП).
Следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 472 Налогового кодекса лица, получившие лицензию на осуществление деятельности по розничной реализации алкогольной продукции, уплачивают сумму сбора ежегодно 20 до 20 января текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере.
При этом ежегодный лицензионный сбор уплачивается за каждый объект деятельности.
Необходимо отметить, что введение ежегодного лицензионного сбора за право реализации алкогольной продукции не требует оформления новой лицензии.
Также в Законе предусмотрен запрет и ответственность на реализацию алкогольной продукции через интернет-магазины.
Кроме того, лицензия на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства, является отчуждаемой.
Отчуждаемость лицензии — возможность переоформления лицензии на другое физическое или юридическое лицо без проведения процедур проверки соответствия его квалификационным требованиям. Эта норма вступает в силу с 17 ноября 2014 года.
2. Также в соответствии с внесенными изменениями в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 1999 года №1592 минимальные цены на алкогольную продукцию утверждены в следующем порядке:
Годы |
Мин. цена |
2014 |
1 литр — 1120 тенге, 0,5 литра — 560 тенге |
2015 |
1 литр — 1300 тенге, 0,5 литра — 650 тенге |
2016 |
1 литр — 1600 тенге, 0,5 литра — 800 тенге |
Для сведения сообщаем, что частью 3 статьи 163 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за нарушение правил оборота этилового спирта и (или) алкогольной продукции, совершенное в виде оборота (кроме экспорта) алкогольной продукции ниже установленных Правительством Республики Казахстан минимальных цен.
3. В соответствии с подпунктом 14) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (далее — Закон) пластиковой емкостью является потребительская тара на основе полиэтилена, полистирола и иного полимерного материала.
Подпунктом 1) пункта 2 статьи 9 Закона установлено, что при обороте этилового спирта и (или) алкогольной продукции запрещается оборот алкогольной продукции в жестяной таре (кроме пива и слабоградусного ликероводочного изделия с крепостью менее двенадцати процентов), в бутылке без этикетки и пластиковой емкости.
При этом, согласно подпункту 1 статьи 1 Закона, под оборотом понимается оборот — экспорт, импорт, приобретение, хранение, оптовая и розничная реализация.
Таким образом, оборот пива в пластиковых емкостях, произведенной на территории Республики Казахстан, запрещается.
За нарушение запрета реализации алкогольной продукции в пластиковой таре предусмотрена административная ответственность частью 3 статьи 163 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
4. Также хотелось бы отметить, что Налоговым комитетом Министерства финансов РК ежеквартально проводится анализ по полученной и реализованной алкогольной продукции розничными реализаторами по данным сопроводительных накладных на алкогольную продукцию.
Где в качестве «рисковых» розничных реализаторов рассматриваются налогоплательщики, объемы реализации которых составили менее 2 литров в день (без учета пива).
Количество таких налогоплательщиков в 2013 году по республике составило 19 107, или 47% от общего количества налогоплательщиков. При проведении налоговых проверок были выявлены нарушения более чем у 90% налогоплательщиков.
Налогоплательщики, реализующие алкоголь менее 2 литров в день и не приобретающие алкогольную продукцию по сопроводительным накладным, по завершении моратория будут рекомендованы к проведению налоговых проверок.
КБК для уплаты лицензионного сбора: 105402
Срок уплаты лицензионного сбора: с 1 по 20 января.
Рустем КАРЖАСПАЕВ,
руководитель отдела
администрирования акцизов
Налогового управления по г. Атырау