Выставка ювелирных украшений проходит в Атырауском историко-краеведческом музее. На ней выставлены лучшие работы мастеров прошлых веков, представляющие одну из ярких страниц народного творчества, вошедшую в сокровищницу национальной культуры. Но для казахского народа ювелирные изделия из серебра никогда не были просто украшением.
На выставке, а она достаточно обширная, представлены разнообразные кольца и перстни, браслеты и амулеты, пояса и серьги. Это не просто серебряные украшения, а настоящие произведения казахского ювелирного искусства прошлых веков. Ювелиры, используя эластичность серебра, умели прекрасно сочетать его блеск с цветовой гаммой камней.
– Для казахского народа ювелирные изделия из серебра никогда не были просто украшением. Каждый предмет имел свое значение, с ним была связана какая-то история, примета, в которую свято верили, — рассказывает заведующая отделом этнографии музея Ляззат Салихова.
К примеру, перстень в форме птичьего клюва являлся символом счастья, начала новой жизни. А еще он выступал в роли письма. Это кольцо мать надевала на палец дочери, когда она отправлялась в семью мужа. Навестить ее можно было только через год старшему брату или дяде.
– Когда они возвращались с подарками от молодых, мать всегда с трепетом разворачивала белый платок. Вернулся ли домой родовой құсмұрын — птичий клюв? Если вернулся, это означало – девушка вошла в семью мужа полноправным членом, — поясняет экскурсовод Галия Назарбекова.
Массивные перстни свах, рассчитанные сразу на два пальца, символизировали единение двух начал, двух семей. Он так и назывался «құдағи жүзік» — перстень свахи.
– Мать невесты дарила это богатое большое кольцо матери жениха в надежде на ее покровительство, доброе отношение к снохе. Перстни круглой или овальной формы были декорированы вставками из сердолика, смальты стекла с красной подсветкой, поскольку красный цвет символизировал огонь, жизнь. Он охранял человека от темного начала в жизни, — поясняет Галия Назарбекова.
На палец же невесты надевался перстень «отау жүзік» — его форма конусообразная. Невеста должна была продолжить род жениха.
Не просто украшением были и привычные для нас браслеты. Существовало суеверие, что злые духи могут проникнуть в сердце женщины через открытые рукава одежды. Браслеты, надеваемые на оба запястья, и защищали их хозяйку.
Еще один оберег, самый древний – серьги. Это украшение насчитывает многие тысячелетия. Магическую природу серег казахские мастера усиливали символикой. Они имеют форму змеи и солнца, месяца и спирали. Вершиной мастерства ювелиров стали нагрудные украшения ониржиек. Они входили в состав свадебного набора украшений. После свадьбы женщины надевали их только на праздники. Нагрудные украшения состояли из 3-7 пластин, заполненных мастикой. Пластины были обычно квадратными, прямоугольными, иногда более сложной формы. Представляя яркую страницу народного творчества, серебряные украшения вошли не только в сокровищницу национальной культуры. Ювелирные изделия казахских мастеров хранятся во многих музеях мира.
Виктор Сутягин