Общество

ИСТОРИЯ ДОРОГ — ДОРОГИ ИСТОРИИ

Недавно на полках книжных магазинов появилось новое научно-популярное издание, написанное отечественным автором. Это книга Тимура Чердабаева «Дороги мира. История и современность». Она представляет собой первую и единственную на сегодня попытку рассмотреть историю развития сухопутных дорожных сообщений в мире через призму развития современной цивилизации.

Цель книги — исследовать историю дорог как «пространственную историю человечества, на перекрестках которой сходились и переплетались судьбы народов и культур». Тимур ЧЕРДАБАЕВ предлагает читателю абсолютно по-новому взглянуть на привычный на первый взгляд предмет. Он прав, говоря, что большинство людей не придает особого значения дороге, пока она удобна и имеет ровную поверхность. Тогда как знакомство со многими малоизвестными, но очень интересными фактами из истории дорожного строительства значительно обогащает кругозор и может пробудить немалый интерес к истокам этой отрасли и к самой профессии дорожника.
Об этом и многом другом нам в эксклюзивном интервью рассказал сам автор.
— Тимур Баймолдаевич, что вас подтолкнуло к написанию книги?
— Я всю жизнь занимаюсь дорогами, а лет 10 назад меня увлек исторический аспект развития дорожно-строительной отрасли в мире. История эта достаточно древняя и крайне интересная. Изначально я не задавался целью написать книгу. Она стала результатом не одного года исследования дорожной тематики, изучения литературы со всех уголков земли — США, Германии, Великобритании, Испании, Франции, Италии, Египта, Китая, Японии и многих других стран, перевода ее с самых разных языков. Дело в том, что у нас, я имею в виду не только Казахстан, но и вообще русскоязычную литературу на пространстве СНГ, этой теме посвящено не так много литературы. В основном это техническая и учебная литература, знакомящая с технологиями строительства и эксплуатации дорог. В западных странах написано огромное количество книг о дорогах, об их истории. Ведь многие дороги, к примеру, некоторые римские, построенные еще до нашей эры, имеют огромное историческое значение, являются частью культурного наследия, кроме того, что продолжают выполнять свою прямую функцию. Я стал много читать об этом. Со временем это превратилось в отдельное увлечение. Бывая в разных странах мира, общаясь с коллегами-дорожниками, я всегда интересовался исторической литературой о дорогах в их странах. Так с годами скопилась целая библиотека подобных изданий. А несколько лет назад появилось желание неким образом систематизировать накопившиеся научно-исторические сведения, почерпнутые из этих книг, подытожить собственные размышления на эту тему.
— Расскажите вкратце о содержании.
— Книга рассказывает о дорогах, истории их происхождения, истории дорожного строительства в мире, развитии сетей автомобильных дорог в разных странах. Когда я только начал работу над ней, я задался вопросом: а насколько глубоко в прошлое уходят истоки дорожного дела и вообще наземных коммуникаций? Ведь дороги в привычном понимании на земле появились не с момента изобретения двигателя внутреннего сгорания и автомобиля и даже не с момента величайшего изобретения человечества — колеса.
Было сразу понятно, что рассматривать историю дорог следует, начиная с самых ранних, первых троп человечества. Что делает человека человеком? Его стремление к познанию нового, неизведанного, лучшего. Его стремление расширить границы своего обитания. Неустанное движение в поисках новых территорий, более благоприятных условий стало залогом выживания человека как разумной расы в условиях враждебной среды. Это движение и стало причиной появления первых троп, маршрутов и в конечном итоге — дорог. Акцент в книге «Дороги мира. История и современность» сделан именно на автомобильных путях сообщения. Сегодня, в эпоху расцвета научно-технического прогресса, когда человек освоил морские и воздушные транспортные пути и покорил ближний космос, дороги не перестают играть важную роль «артерий», питающих наши социальные, культурные и экономические потребности.
В своей книге я рассказываю о древнейших торговых маршрутах на планете, соединявших первые города и государства, о древнейших цивилизациях, о военных дорогах Древнего Рима, Китая, высокогорных тропах инков в Южной Америке, ямской службе в России, об открытии Нового Света и развитии скоростных автомагистралей в США в XX веке. Есть в ней место и рассмотрению этапов развития технологий дорожного строительства, истории возникновения первых Правил дорожного движения и еще очень много, на мой взгляд, интересного, вплоть до описания современного состояния дорожной отрасли в мире.
— Как вы думаете, кто ваши потенциальные читатели?
— Мне хотелось, чтобы книга не просто рассказывала об истории дорог в мире, но предлагала читателю по-иному взглянуть на асфальтированное полотно под колесами его автомобиля, поднимала интерес к таким более глубинным и актуальным вопросам современности, как глобализация и ее истоки. Ведь рассматривать летопись дорожных сообщений следует не иначе, как пространственную историю человечества, на перекрестках которой сходились и переплетались судьбы народов и культур.
Томас Маколей, знаменитый историк, публицист и британский политический деятель Викторианской эпохи, называл дороги одним из трех величайших факторов цивилизации. Два других — это алфавит и типографский станок. В своей книге я попытался в какой-то мере раскрыть данный тезис.
Что касается целевой аудитории, то круг читателей данного труда мне видится очень широким, так как книга изложена в научно-популярном стиле, простым языком. Думается, что она будет весьма интересна любому человеку, независимо от его профессиональной деятельности и увлечений, всем, кто так или иначе интересуется историей, географией, политикой, экономикой. Хочется также верить, что из нее очень много полезного смогут почерпнуть и специалисты дорожной отрасли, студенты учебных заведений данного профиля.
— Отражена ли в вашей книге история отечественной дорожной отрасли?
— Конечно! Развитие наземных коммуникаций на территории современного Казахстана берет свое начало еще с появления Великого шелкового пути. Отдельная глава книги посвящена истории возникновения и распространения этого древнейшего торгового маршрута. Также бескрайние казахские степи упоминаются, когда речь идет о периоде завоеваний Чингисхана и Золотой Орды с ее развитой и разветвленной сетью почтовых сообщений, прародительницей ямской гоньбы на Руси, равных которой по скорости передачи информации в те времена в мире не было. Уже в те далекие времена земли кочевников были испещрены вдоль и поперек различными караванными тропами, торговыми, военными и исследовательскими маршрутами. Бескрайние и преимущественно ровные казахские степи уже тогда имели огромный транспортный потенциал. Казахстан издревле был перекрестком разных культур и народов, местом, где пересекались цивилизации Запада и Востока, Севера и Юга.
Если говорить уже непосредственно о дорогах Казахстана, то, конечно, значительное развитие отечественная дорожно-строительная отрасль в современном понимании получила с приходом советской власти, с началом периода индустриализации экономики, освоением богатых природных ресурсов страны, рождением новых промышленных центров и городов, необходимостью налаживания транспортных сообщений. О советском периоде развития сетей автомобильных дорог нашей республики говорится в отдельной главе книги. Рассматриваются в ней и последние события в дорожно-строительной отрасли Казахстана. В связи с этим нельзя было не упомянуть масштабный проект строительства международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай, значительный отрезок которого проходит по территории нашей страны. Суть современных тенденций развития цивилизации заключается в движении народов и стран к интеграции. Эта автомагистраль будет своего рода возрождением Великого шелкового пути, а Казахстан снова станет тем самым мостиком между Западном и Востоком. К тому же данная автомагистраль позволит наконец получить реальный экономический эффект от огромного транспортного потенциала нашей территории.
— Каким вы видите продолжение своей исследовательской работы в этом направлении?
— Я думаю, необходимо продолжать начатую работу. История отечественной дорожно-строительной отрасли заслуживает самого пристального внимания, изучения и документирования. Это «живая» отрасль, она постоянно изменяется, развивается, сети автомагистралей расширяются, дорожная инфраструктура совершенствуется, внедряются новые технологии строительства. Конечно, она имеет давнюю историю, но, на мой взгляд, качественное развитие дорожно-строительной отрасли только набирает обороты. То есть, по сути, мы еще в самом начале пути создания обширной суперсовременной автотранспортной сети в Казахстане.
Дороги во все времена имели и будут иметь огромное стратегическое значение для государства. И, как я уже говорил ранее, несмотря на стремительный научно-технический прогресс, изобретение новых средств передвижения, наземные пути сообщения будут еще очень долго играть ключевую роль в нашей жизни, в экономике, в перемещении людей и товаров из точки А в точку В. А это значит, что предмет научно-исторических исследований будет значительно расширяться и поводов к написанию книг о дорогах будет еще очень много.
Что же касается книги «Дороги мира. История и современность», то в настоящее время идет работа над ее изданием в США и Великобритании на английском языке, а также готовится перевод книги на китайский язык с целью дальнейшего распространения на территории Поднебесной. Кроме того, следуя современным тенденциям в сфере информационных технологий, планируется выпуск электронной версии книги, которую можно будет найти в известных книжных Интернет-магазинах мира. Аудитория книги значительно расширится.
— А что вы думаете о современном состоянии дорожно-строительной отрасли в Казахстане?
— Очень долго занимаюсь строительством дорог в Казахстане и поэтому могу дать ретроспективную оценку. Отрадно, что сегодня можно с уверенностью говорить об улучшении качества строительства дорог в нашей стране. Буквально несколько лет назад этого сказать нельзя было. То есть застарелые проблемы отрасли наконец начали решаться. Другое дело, что это очень долгий путь и нам еще очень многое нужно сделать, чтобы вывести и качество дорог, и множество сопутствующих показателей на должный международный конкурентоспособный уровень.
Большим позитивным толчком в этом направлении, конечно, стала реализация масштабного проекта строительства транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай — поистине «стройки века» для нашей отрасли. Это большой шаг в направлении интеграции в Европейскую и Азиатскую региональные системы автомобильных дорог. Общая протяженность трассы — 8 445 км. Из них почти 3 тыс. км проходит по территории нашей страны. Планируется, что к 2015 году строительство автомагистрали будет завершено. По прогнозам, к 2020 году объем грузоперевозок увеличится в 2,5 раза, а среднегодовой суммарный экономический эффект от сокращения времени пути составит 33,9 млрд. тенге. И это не говоря уже о том существенном импульсе, который получит развитие малого и среднего бизнеса в регионах, где проходит трасса.
И все же некоторые проблемы в отрасли остаются нерешенными. Я имею в виду недостаток профессиональных отечественных кадров. Советская элита профессионалов-дорожников постепенно уходит, и это естественный процесс. Но коэффициент восполнения этих кадров молодыми специалистами катастрофически низок. Отрасли крайне необходимы свои грамотные инженеры, проектировщики, строители-дорожники, свои подрядчики, сервисные компании. Необходимо работать и над качеством образования. Уверен, было бы весьма мудрым шагом значительную часть дохода от транзита грузопотока по автомагистрали Западная Европа — Западный Китай направлять именно на воспитание казахстанских профессиональных дорожников. Сейчас ощущается дефицит квалифицированных механиков, операторов дорожной спецтехники — грейдеров, асфальтоукладчиков и тому подобного. А это значит, что нужно поддерживать профессионально-технические училища, отправлять молодых специалистов на учебу и стажировку в лучшие учебные заведения данного профиля в мире, чтобы они знакомились с новейшими разработками, современными технологиями строительства и внедряли их здесь, на своей родной земле.
Но еще важнее — возрождать престиж самой профессии дорожника. И я надеюсь, эта книга, в свою очередь, поможет возродить у молодежи интерес к данной специальности. Во времена нашей молодости дорожником мог стать не каждый. Эта профессия не терпит слабаков, потому что дороги приходится прокладывать в самых разных климатических условиях, порой чрезвычайно суровых. А еще она считалась такой же романтичной, как и профессия геолога. Мы ведь тоже покоряем неизведанные дали, строим новые пути, соединяем судьбы.

Сафар ЭНАЛЕЕВ,
«Казахстанская правда»,
14 марта 2014 г.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button