Для каждого человека свойственен духовный поиск. Наступает момент, когда людям становится необходима та сила, которая их поддержит, поможет и, в какой-то мере, будет регулировать их жизнь. Свойственно это и казахскому народу, в традиции которого глубоко проникла исламская религия, регулирующая жизнь человека с рождения до смерти.
Религия в законе
С приобретением государственной независимости свободной стала и религия, много лет преследуемая режимом. Духовную пустоту в обществе, которая образовалась после этого, необходимо было чем-то заполнить. К сожалению, получилось так, что этим моментом воспользовались нетрадиционные религиозные течения, которые буквально заполонили страну. Нехватка религиозного образования у населения благоприятствовала тому, что все эти секты и организации развернули свою деятельность.
В какой-то мере этому способствовал и слишком либеральный Закон о религии, принятый в 1992 году. Время показало, что наш либеральный закон не только не способствует, но даже и препятствует в решении накопившихся проблем в сфере религии. Этим и была продиктована необходимоть принятия другого закона, и в октябре 2011 года утверждается новый Закон о религии.
Одно из изменений в законе — это условия создания религиозного объединения.
— Закон действует совсем недавно, меньше года, — говорит главный специалист департамента по делам религий Атырауской области, теолог Нурали Кайранбаев. — И пока рано говорить о недоработках и недостатках.
Вера — выход
из ситуации
Духовный поиск, о котором было сказано вначале, характерен людям по нескольким причинам. Главная из них — надежда на помощь свыше, желание, чтобы кто-то другой взял ответственность за его жизнь, раздавая руководства и указания. Примыкая к религиозному объединению чаще всего нетрадиционной направленности, человек получает то, что ему необходимо — прямое руководство, «инструкцию». С прогрессом задача упростилась — сектанты стали действовать через телефонию и Интернет. Радикальные исламские организации раскинули свои сети и во «всемирной паутине».
— На первый взгляд, такие организации кажутся традиционными, не таящими в себе опасность, — рассказывает Нурали Кайранбаев. — Но на деле, как правило, они преследуют свои корыстные цели.
Возникает резонный вопрос: неужели Интернет никак не контролируется в этом плане? По словам главного специалиста департамента по делам религий Атырауской области, Сеть контролируется, но пока недостаточно. Очень тяжело отслеживать возникновение новых страниц. Но если сайт признают экстремистским, его, конечно же, закроют.
Религиозный ликбез
Если начало прошлого века в Казахстане ознаменовалось повсеместной ликвидацией безграмотности, то XXI век опять начинается с нее самой — но теперь уже духовной.
В настоящее время департамент по делам религий проводит масштабную работу с молодежью в школах, колледжах, вузах. Но катастрофически не хватает специалистов. Сейчас принимаются все меры, чтобы усилить обеспечение области специалистами, готовыми просвещать население в духовном плане. В области построено медресе, где можно будет получать духовное образование. Медресе, открытие которого планируется уже в следующем году, будет работать при Духовном управлении мусульман Казахстана.
Именно религиозная неграмотность населения позволяет хозяйничать различным сектам, которые в своих корыстных целях используют ислам.
О том, насколько неверны и необоснованны их взгляды, можно судить и по количеству различных деструктивных течений: мадхалиты, такферисты, джихадисты и т.п. И каждое считает себя правым. Из-за различия взглядов на ислам между ними периодически вспыхивают идеологические конфликты. Нельзя допустить, чтобы эти люди чувствовали за собой право менять имеющиеся устои и искажать традиционные ценности человека, семьи и государства.
Выступая на 38 сессии Совета министров иностранных дел Организации Исламская конференция, Глава государства Нурсултан Назарбаев сказал: «Одной из серьезных проблем мировой политики остаются трудности отношений мусульманского мира с остальным миром, прежде всего, с Западом. Мусульманский мир в глазах западного сообщества в последние годы ассоциируется в первую очередь с его радикальной частью и вызывает необоснованный страх. Хотя ислам проповедует общечеловеческие ценности добра, терпимости и справедливости. Истинный смысл исламского вероучения не имеет ничего общего с деятельностью экстремистских и террористических групп, прикрывающихся религиозной фразеологией. Известно, что от терроризма страдают, прежде всего, граждане исламских стран. В хадисах пророка Мухаммеда сказано: «Вера есть отказ от насилия. Пусть никакой мусульманин не поддержит насилия».
Каждый мусульманин нашей страны, если он считает себя таковым, обязан придерживаться Священной книги, невзирая ни на какие условия.
Найля ОСМАНОВА