Общество

Ислам и духовно-нравственное воспитание молодежи

Продолжение. Начало в №85 от 21 июля, №86 от 23 июля , №89 от 30 июля 2011 года
Научное осмысление категории «молодежь» показывает, что это большая специфическая возрастная подгруппа, представляющая объективное общественное явление.
Психология квалифицирует молодость как определенный период жизни индивида, ибо все люди в своем развитии проходят через определенные этапы, которые следуют друг за другом в закономерной последовательности.
Социологические исследования образа жизни молодежи в 12 странах мира позволяют сделать вывод, что периодизация (цикличность) молодежного возраста не зависит от границ между странами и существует повсеместно. Возрастные детерминанты, биологические особенности индивидов распространяются на молодежь как на особую общность в основном одинаково.
Молодежь – часть общества, потому закономерно, что, не изучив и не поняв общества, в котором она живет, невозможно понять самой молодежи и ее специфических проблем.
Молодежь – часть различных классов и социальных слоев, наций, она их продукт и средство их воспроизводства. Потому исследование молодежи вне общества в целом является абстрактным и неполным.
Молодежь является зеркалом, в котором отражается та социальная действительность, в условиях которой она живет. Молодежь такова, каким является взрастившее ее общество. Потому молодость является наиболее ценным возрастом, который объективно влияет своими идеями и идеалами, взглядами и вкусами, ценностями и привычками, своей духовностью и культурой – на идеи, взгляды, вкусы, ценности и привычки, духовность и нравственность всего общества.
Молодежь – продукт истории и определенной культуры и в то же время их движущая сила и фактор перемен, социальная ценность.
Современная жизнь требует кардинального изменения возрастного самосознания общества как следствия фантастических перемен в экономике и производстве под воздействием научно-технической революции, изменения стиля и характера во всех сферах общественной жизни. Необходимо новое понимание молодежи как самой ценной стадии возрастного, духовного и социального развития.
Молодежь закономерно находится в положении объекта социализации, осуществляемой путем обучения и воспитания.
Во всех обществах молодые люди решают проблему своих жизненных планов, проблему нравственного и духовного самоопределения – «каким быть?»
«Вечными» молодежными являются проблемы социально-психологического плана, такие как: половое созревание, повышенная тяга к общению со сверстниками, чувство одиночества, самосовершенствование, профессиональное самоутверждение, общественная деятельность, духовное согласие в семье, ответственность перед обществом за свои деяния и т.п. Они рождают в душах молодых людей обостренное чувство социальной справедливости, социальной ущемленности, болезненности мироощущения, повышенную готовность к протесту, избыточную критичность, агрессивность. На этом основании строится широко распространенное заблуждение, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества и их надо решать. «Решим проблемы общества — решим и проблемы молодежи».
Современная казахстанская молодежь – это настоящее и будущее многоэтнического многоконфессионального государства – Республики Казахстан, главный источник сегодняшних перемен в стране. Потому закономерно, что государством во главе с его Лидером – Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым осуществляется эффективная молодежная политика – залог и главное условие прорыва общества в будущее.
Чтобы осуществить свою миссию – быть источником развития и прогресса, выполнить свою новаторскую миссию – молодежь должна быть духовной и нравственной. Потому духовно-нравственное воспитание молодого поколения – один из важнейших вопросов, который первостепенно стоит перед государством и обществом. Следовательно, от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей республики.
В этой очень хрупкой и кропотливой деятельности, направленной на формирование духовности и нравственности молодежи, необходимо задействовать все имеющиеся в государстве ресурсы для того, чтобы в обществе на первом месте стояли истинные общечеловеческие ценности. Потому очень важно, чтобы государственный строй и его институты были устремлены и направлены на то, чтобы молодежь знала и ценила многовековые традиции и культуру народа, уважала и любила своих родных и близких, почитала и бережно относилась к старшему и младшему поколению.
Молодежь должна научиться беречь великое наследие предков – межэтнический и межрелигиозный мир и солидарность, толерантность и взаимоуважение, уважение, заботу и бережливое отношение человека к другому человеку, которое досталось ей от потомков великих номадов, развивая и культивируя этот бесценный духовный дар. Только такие высокие ценности могут быть для молодежи важными факторами, которые помогут ей в современном мире выстоять перед трудностями и препятствиями во имя высоких идей и идеалов. Выработать и сформировать в молодежи достойное уважение к этим непреходящим общечеловеческим ценностям народа и государства как духовно-нравственным стержням, сплачивающим и консолидирующим народ в единую нацию, может воспитание подрастающего поколения на основе религиозных, духовно-нравственных и моральных понятий. Действительность свидетельствует, что молодой человек, который воспитан на общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, заложенных в мировых религиях, обладает понятиями о чести, достоинстве, совести, вере, патриотизме, любви к родине и др.
Ислам, вторая по численности мировая религия, исконно выступала и выступает стержневым фактором в формировании духовности и нравственности формирующейся молодой личности.
Всеобъемлющий педагогический потенциал ислама заключен в идеях о:
духовных ценностях человека и человеческих сообществ;
нравственности человека, его моральных качествах, отношениях и поведении;
взаимодействии людей и надлежащих взаимоотношениях между ними.
Содержательные педагогические средства ислама представлены:
в трактовке знания как ценности и познавательной деятельности человека;
в предписаниях, касающихся целей и содержания воспитания и обучения человека.
Исламская духовность и нравственность основаны на этических положениях Корана, Сунны и Шариата.
Суннизм – это одно из направлений ислама. Представителями суннизма считаются те, кто признает законными первых четырех халифов, достоверность канонических сборников хадисов и придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил.
Основа ислама – это всемогущество Аллаха и ответственность человека перед Ним за свои поступки. Добро исходит от Аллаха, а зло – от человека.
Добродетельная жизнь заключается в соблюдении предписаний шариата, главные из которых:
вера в единство всемогущего Аллаха и пророчества Мухаммеда,
ежедневная пятикратная молитва,
пост в месяц Рамазан,
паломничество в Мекку,
налог в пользу бедных.
В мусульманской нравственности посягательство на чужую собственность расценивается как тягчайшее преступление, наказуемое, вплоть до смертной казни.
Ислам исключает расовую, национальную или кастовую дискриминацию.
Ислам возник в VII веке нашей эры и с тех пор определяет ход истории, общественную, культурную и духовную жизнь и нравственность полутора миллиардов людей в Азии, Африке, Европе, американском континенте и в других местах.
Исламская духовность и нравственность способствуют росту национального самосознания и консолидации духовных людей на пути к взаимопониманию и процветанию.
Исламская духовность и нравственность есть совокупность семи верований, а именно:
1. Вера в Аллаха – основная вера и она заключается в том, что каждый истинный мусульманин убежден в существовании Всевышнего Аллаха. Он обладает всеми качествами совершенства и лишен всех отрицательных качеств и недостатков. Молодежь должна стремиться к тому же.
2. Вера в Ангелов означает, что мусульмане верят в существование исполнителей воли Аллаха, которые следят за делами людей. Поэтому каждый должен стремиться совершать только добрые дела.
3. Вера в Священные Книги – третья по значимости вера, заключается в том, что каждый мусульманин верит в Священные Книги Аллаха: 1) Тора, ниспосланная Моисею (Мусе); 2) Псалтырь, ниспосланный Давиду (Дауду); 3) Евангелие, ниспосланное Иисусу (Исе); 4) и последняя Книга – Священный Коран, ниспосланный Пророку Мухаммеду, который отменяет все предыдущие Книги по причине их несовершенства. По третьей вере каждый мусульманин должен уважать Священные Книги, изучать их, потому что они все от Аллаха, они посланы для нравственного просвещения и воспитания людей.
4. Вера в Пророков заключается в убежденности мусульманина в их существование. Аллах послал своих Пророков для проповеди и награды благочестивым, для предупреждения безнравственных о наказании. И для разъяснения человеку о том, что ему не следует делать. Пророк Мухаммед – последний из посланников Бога-Аллаха.
5. Вера в Судный день – есть убежденность в том, что в День Воскресения Аллах представит умершим Книги, где записаны их добрые и греховные дела, одни попадут в Рай, другие – в Ад. Каждый должен верить в их существование и совершать поступки по выбору, зная, что ему предстоит за его поступки.
6. Вера в предопределение (в судьбу) заключается в том, что все дела людей являются волей Всевышнего. Мусульманин верит, что Творение и судьба – от Аллаха, а деятельность людей осуществляется в соответствии с их выбором, т.е. без принуждения. В этой свободе выбора действий выражается уровень его духовности и нравственности.
7. Вера в молитвы заключается в том, что мусульманин верит в спасительную силу молитвы; верит, что нравственные пороки человека объясняются греховностью, т.е. забвением норм и предписаний Аллаха, содержащихся в Коране. В молитвах верующий получает утешение в беде, учится терпимости и терпеливости в горе и неприятностях, снимает отрицательные эмоции, укрепляет принципы нравственности.
В контексте этих постулатов ислама молодежь формирует в себе:
– Способность верить, которая выражается в ценностях, таких как: верность долгу, слову, любви, народу, родине и др. Верность становится существенным качеством, характеризующим нравственную личность и ее линию поведения. Такой человек неукоснительно выполняет свои духовно-нравственные обязанности перед теми, с кем данная личность связана узами родства, брака, дружбы, сотрудничества. Верность тесно связана с другими нравственными качествами, которыми она обусловливается: убежденность в правоте дела, принципиальность, стойкость и др. Быть верным – значит, никому и ничему не изменять; на этого человека можно положиться, ему можно доверять.
– Способность надеяться, которая выражается в ценностях, таких как: убежденность в достижение торжества добра над злом, а справедливости – над несправедливостью; оптимизм выражается в способности человека к безграничному социальному развитию и духовно-нравственному совершенствованию. Надежда позволяет молодым людям надеяться в будущем на исполнение их желаний и достижение планируемых результатов деятельности.
Способность же надеяться и верить в лучшее будущее позволяет развертыванию деятельных, творческих возможностей молодых людей, помогает формировать у них положительные нравственные качества.
Ислам учит человека надеяться на лучшее, на изменение плохой ситуации, на изменение отношений с ближними, с окружающими людьми; оптимист надеется на успешный исход дела, на раскрытие и реализацию своих способностей и т.д. У молодых людей, обладающих способностью надеяться, формируется важная нравственная черта – надежность. Это такое свойство, которое выражается в беспрекословном выполнении обещанного без лишнего напоминания и в срок. Быть надежным – значит не давать оснований для беспокойства, вселять уверенность, что человек не подведет и выполнит требуемое и нужное в обязательном порядке. При совместной работе с надежным человеком всегда есть определенность, нет оснований для сомнения и тревоги, при этом всегда можно предвидеть положительный исход. Надежность человека – одна из важнейших нравственных характеристик, которая отражает точность в выполнении своих обязанностей и долга.
– Способность любить, ибо любовь есть важнейший стимул жизни. А стимул – это внутренняя причина, обусловливающая психическое состояние индивида, побуждающая человека к определенным действиям, вызывающая определенное настроение, чувства, интересы, стремления.
Способность человека любить отражает смысл самой природы. Она проявляется в самых различных отношениях человека к окружающему миру, в том числе:
в любви ребенка к родителям, что выражается в крайней степени почтительного уважения к ним;
в любви к детям, что есть ближайшее природное чувство защиты и покровительства, сильнее привязанности у людей не бывает;
в любви к природе, красоте, эстетическим совершенствам, выражающейся в восторженном отношении к предметам и объектам природы, воспитывающей самые добрые нравственные основы человека;
в любви к другим – к старшему поколению, к ближайшим родственникам, к природе и труду;
любви к Отечеству как важнейшей нравственной черте молодого человека;
любви между мужчиной и женщиной, нравственность которой заключается в том, что она облагораживает человека, направляет на благородные поступки, побуждает на совершение добропорядочных действий.
Как известно, диапазон объектов любви поистине безграничен. Все начинается с любви к ближним, далее развивается любовь к общению с окружающими; при достижении определенного возраста еще в дошкольном детстве возникает любовь к учению и продолжается всю жизнь; особо важную нравственную черту составляет любовь к труду, стремление помогать другим, склонность совершать добрые дела и поступать справедливо; к особой сфере любви относятся также способность любить, быть дисциплинированным, терпеливым и законопослушным; человека с прекрасной стороны характеризует его способность любить и охранять природу, растить сад, строить жилище и т.п.
Таким образом, использование потенциала ислама в духовно-нравственном становлении и формировании молодых людей обусловливает воспитание в них таких важнейших способностей, как: быть способными верить, надеяться и любить.
Именно эти три бесценных качества составляют по исламу высшие духовные силы и основу духовности и нравственности воспитанного молодого человека.
Приобщение молодежи к воспитательному потенциалу ислама, к его духовно, нравственно и физически формирующим призывам, изложенным в Коране, Сунне Пророка Мухаммеда, хадисах, а также изучение запретов и следование им позволят подрастающему поколению успешно социализироваться «во взрослом мире взрослых людей» и быть готовыми к созиданию достойного настоящего и будущего.

Материал предоставлен
Агентством Республики Казахстан
по делам религий

(Продолжение следует)

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button