Громкий успех атырауских машиностроителей
Удивление, восторг и недоумение. Все эти чувства в воскресенье испытали сотни жителей нашего города, наблюдая за передвижением по городским улицам многометровых махин, не просто напоминающих, а очень даже похожих на космические ракеты. Везли же на Атырауский нефтеперерабатывающий завод впервые изготовленное в Казахстане сверхтяжелое и сверхнегабаритное оборудование. А удивляться действительно было чему.
Общий вес каждого из перевозимых изделий составлял 220 тонн, длина 27 метров и диаметр 6 метров. Это характеристики технологических колонн, называемых хопперами, изготовленными атыраускими машиностроителями для комплекса глубокой переработки нефти нашего нефтеперерабатывающего завода. Если говорить более точно, то это хоппер катализатора, ускоряющий процесс глубокой переработки нефти и получения более легких фракций. Ну как-то так: более подробно могут пояснить лишь сами нефтепереработчики. Изделия, напоминающие космические ракеты, уникальны не только габаритами. Можно без особого преувеличения сказать, что казахстанские машиностроители на весь мир заявили, что готовы выполнить любые заказы нефтяников, ранее размещаемые в Европе или США. И которые нефтяные компании долго не хотели размещать на отечественных предприятиях, ссылаясь на отсутствие у нас и специалистов, а значит и опыта, отсутствие технологий, оборудования. Проще сказать, машиностроителей просто не подпускали к таким тендерам, а значит огромные деньги, выделенные на масштабные проекты, уходили за рубеж. Теперь «отсеивать» отечественных машиностроителей от тендеров на изготовление негабаритного сложного оборудования, будь то для нового завода на Тенгизе, Карачаганаке, при строительстве первого интегрированного газохимического комплекса будет намного сложнее. Но это, так скажем, небольшое отступление от события, очевидцами которого мы стали. Правда, отступление по сути.
Разумеется, не все далось в одночасье. Атырауские машиностроители достаточно долго шли к выполнению этого сложнейшего заказа. Начали с того, что именно под строительство хопперов построили новый цех.
— Это цех размерами 144 метра, шириной 60, высотой 31 метр. Его можно сравнить с девятиэтажным домом. Грузоподъемность механизмов, имеющихся в цехе, позволяет одновременно поднимать на монтажный стол 150 тонн, — сообщил директор машиностроительного завода «Атыраунефтемаш» Александр Донсков.
Но впечатляет не только само здание цеха. Производство буквально нашпиговано самым современным оборудованием. Здесь есть уникальные в своем роде вальцовочные машины, позволяющие вальцевать металл толщиной стенки до 200 миллиметров. Сварочные агрегаты-манипуляторы, ведущие двухдуговую сварку, фрезерные станки и многое другое. В этом цехе и были изготовлены хопперы.
Но главное, теперь в Казахстане есть кадры, прошедшие стажировку на лучших предприятиях Европы. Именно на тех, где раньше изготавливалось сверхгабаритное оборудование, в том числе и для нашей страны. Затем по Волго-Донскому каналу сплавлялось до Астрахани. Доставлялось по морю к нам… Вот, собственно, за счет этой дорогостоящей логистики атырауские машиностроители и смогли предложить заказчику — японской корпорации «Марубени» не только отвечающее всем требованиям изделие, но еще и по цене более конкурентоспособной, чем зарубежные аналоги. Качество хопперов с маркой «Сделано в Казахстане» (так и хочется сказать «Сделано в Атырау») высоко оценили представители ведущих японских корпораций «Марубени» и «Хитачи».
Колонны изготовлены по технологии всемирно известной французской компании «Аксенс». Они отвечают всем мировым стандартам. При этом конкурентоспособны по цене с любым мировым производителем такого сверхтяжелого и сверхгабаритного оборудования, — подтвердил слова руководителей завода генеральный менеджер Атырауского филиала корпорации «Марубени» Того Масахира, контролировавший не только процесс изготовления, но и фальную стадию реализации масштабного проекта — доставку уникального груза до Атырауского нефтеперерабатывающего завода.
Можно привести только один достаточно интересный, на мой взгляд, факт, характеризующий не только масштабы емкости-хоппера, но и процесс их испытаний.
— Объем каждого из двух сосудов — 900 кубометров. Чтобы провести гидравлические испытания, каждый нужно было наполнить водой. 900 кубометров воды. Думаю, не каждый может представить, сколько это воды: мы же привыкли считать ее в литрах в основном. Так вот, для сравнения в одной железнодорожной цистерне 60 кубометров или тонн. Нам же потребовалось 15 цистерн — половина железнодорожного состава. Чтобы накопить такой объем воды, пришлось сооружать специальные емкости. В тот момент, когда сосуд был наполнен, его вес достиг 1100 тонн, — рассказал директор по производству ТОО «Атыраунефтемаш» Сергей Ткачук.
Доставка же груза тоже не была простой. Можно сказать, это целая дорогостоящая и масштабная операция, потребовавшая огромной подготовки. На первый взгляд, логистика была самой что ни на есть простой: от «Атыраунефтемаша» до АНПЗ по прямой всего три километра. При этом это объездная дорога. Но специалисты, просчитывавшие все нюансы транспортировки, пришли к выводу, что этот путь неприемлем. По той причине, что над этой дорогой проходит несколько теплотрасс и демонтировать их обошлось бы в очень солидные деньги. Да и горожане остались бы надолго без горячей воды. Да и тесновата эта дорога в нескольких местах, что тоже связано с расположенными рядом теплотрассами, другими коммуникациями. Поэтому и был выбран обходной путь — через СМП-136 в сторону Привокзального, затем на Махамбета и Аззатык до перекрестка в районе «Саурана», а там уж по прямой на завод. Зато весь город смог понаблюдать за необычным зрелищем, делая многочисленные сэлфи.
— В процессе доставки хопперов на завод пришлось поднимать или обрезать 30 линий электропередачи. Демонтировать светофоры, рекламные щиты и дуги. Пересечь 4 железнодорожные линии, — говорит менеджер компании «Саренс» Азамат Изтелеуов, руководивший транспортировкой изделий.
Многие своими глазами видели, с каким трудом давалось каждое пересечение железнодорожных путей, каждый поворот: не раз приходилось сдавать назад, повторяя попытку вписаться в крутой поворот.
— Для транспортировки наша компания предоставила специальную технику. Это платформы весом в 100 тонн каждая. Таким образом, вес каждого изделия вместе с платформой составлял 320 тонн. Но никакой опасности, что такой огроменный груз раздавит, допустим, железнодорожные рельсы или продавит асфальт, не было. Нагрузка на каждую ось составляла всего 1,4 тонны, что неопасно для асфальта, — сообщил Азамат Изтелеуов.
Тем не менее на дорогу ушло 8 часов. Но теперь хопперы на заводе. А машиностроители уже приступили к сооружению оборудования весом в 515 тонн и длиной 53 метра. В планах же сооружение технологической колонны для Карачаганака весом в 1100 тонн.
Виктор СУТЯГИН