Глобальный вопрос: а нужен ли урок компетенций?
«Уберите урок «глобальные компетенции»! Он портит наших детей. На подобных уроках только и говорят, что о гендерном равенстве, а вернее, об однополых браках» – такие сообщения нет-нет да проскальзывают в родительских чатах городских школ. Чем так страшен (и действительно ли страшен?) в плане семьи этот новый предмет, и правда ли там говорят только «про это»?
Предмет «Глобальные компетенции» появился в расписании старшеклассников всего Казахстана совсем недавно. В каких-то школах он ведется раз в неделю, в каких-то – через раз.
Когда только заговорили о его предстоящем внедрении и вводили в курс дела на различных порталах – о чем приблизительно будут вести речи-разговоры на уроке, вспомнила свои школьные дни. В середине девяностых похожий предмет назывался «Валеология», а потом последовал «Человек и общество» – все преподавалось в старших классах. И если в первом случае рассказывали о гигиене девочек и мальчиков, в том числе разъяснялось, как себя вести с противоположным полом, как предохраняться, то на уроке «Человек и общество» преимущественно говорилось о политике, о роли Казахстана в мире. И в первом, и во втором случаях учителя приходили через урок, а то и раз в месяц, в любом случае, я была несколько равнодушна к этим дисциплинам (вероятно, не интересно подавали?).
Внедрение урока глобальной компетенции поначалу прошло как-то незаметно. Одни школьники даже не знали – о чем он, другие говорили, что ведется не всегда, но почти всем этот урок нравится.
А вот некоторым родителям нет. Ряд казахстанских общественников, в том числе и атырауских, негодуют, что, возможно, на уроках глобальной компетенции завуалированно подается детям… информация о гомосексуализме и однополой любви!
У страха (и непонимания) глаза велики
Общественники развернули протестную кампанию: в школах собираются подписи под обращением к депутатам Парламента.
– Сегодня народ действительно волнует тема проведения уроков глобальной компетенции, где детей слишком рано приучают к взрослой жизни. Общественники написали петицию, и правильно сделали! – говорит лидер общественного объединения «Хиуаз» Шахарман Ерсеитова. – Я считаю, что семья должна быть нормальной – с дедушкой и бабушкой, отцом и мамой, как издревле у нас повелось. Сейчас – не в школе, а в целом пропагандируют однополые браки, и, по-моему, урок «глобальные компетенции» к этому и ведет. Не знаю, преподается ли этот предмет в атырауских школах, но я слышала, что на законодательном уровне собираются вводить – чтобы ребенок сам смог определить свой пол. Ведь что Всевышним дано, то никакой закон не изменит! – недоумевает Ерсеитова.
Лидер общественного объединения, вероятно, имеет в виду то, что дотошные родители одной из казахстанских школ обнаружили «Руководство для педагогов по курсу «Глобальные компетенции» в 5-9 классах», изданное академией имени И. Алтынсарина. Информация об этом гуляет по всему Казнету.
«В руководстве даются ссылки на интернет-ресурсы, по которым казахстанские педагоги якобы должны будут готовиться сами и готовить детей – будущих граждан мира. Половина ссылок ведет на англоязычные британские сайты. Но кое-что есть и на русском языке. Так, в первом разделе под названием «Добропорядочность и этика», цель которого – развитие толерантности, рекомендуется YouTube-канал экспериментальной программы классных часов «Здоровый образ жизни» Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 2014 года. Так вот, казахстанские родители обнаружили там урок «Цвета радуги», пропагандирующий гомосексуализм и другие отклонения», приводит сведения портал nv.kz
Мы поинтересовались мнением лидера Альянса женских сил по Атырауской области Жанар Ильясовой насчет этого якобы странного урока глобальной компетенции.
– Если говорить со мной как с родительницей, а у меня есть сын-школьник, ничего не могу сказать, так как ему пока этот урок не преподают. Но от других родителей Атырау я слышала, что такой предмет есть, и те не понимают – зачем он нужен. Пока я не вникала в его суть, собираюсь все изучить. Только потом можно рассматривать жалобы общественников, – сказала собеседник.
По словам психолога общественного фонда «Bilim Foundation» Алии Омаровой, все дело в том, как этот предмет учитель преподает:
– Однажды я присутствовала на таком уроке. Педагог, вероятно, скучновато его вела: некоторые дети просто спали!
Действительно, все дело в компетенции самого преподавателя. Ведь специальных учебников по этому предмету пока нет. А что же все-таки конкретно преподается на этом уроке?
Всё гораздо лучше и позитивнее
Заместитель директора методического центра управления образования Атырауской области Унербек Ергалиев в разговоре с корреспондентом «ПК» сообщил, что «Урок глобальной компетенции введен с прошлого учебного года, тогда его периодичность была раз в неделю, и вёлся он в разных классах на разные темы: к примеру, в 5-м изучалась этика в рамках глобальных компетенций, в 6-м классе – экология, в 7-м – эмоциональный интеллект – ІQ, в 8-м – медиаграмотность (то есть как отличить фейки, как вести грамотно свои соцсети), в 9-м классе – религиоведение, в 10, 11 классах – финансовая грамотность.
– В 2022/2023 учебном году немного изменили формат урока, сократив его периодичность: он проводится теперь один раз в полмесяца. И темы смешали (кроме 9-10-х классов), сделав один предмет с модулями. Допустим, в 5-м классе изучают и этику, и эмоциональный интеллект, и медиаграмотность. Но – в рамках того, что дети могут воспринять, помодульно, как я уже сказал. В следующем году, в 6-м классе, идет повторение тем, но предмет идет по нарастающей, – поясняет Ергалиев. – Да, есть так называемые скользкие темы. К примеру, на одном из уроков дается понятие – что такое трансгендер. То есть говорится, что есть такая проблема в обществе, но это всё – информативно, нет никакой пропаганды!
Действительно, были возмущения родителей, они обращались в акимат, который перенаправил их к нам. Это была группа женщин. Мы им объяснили всё так же, как и я вам сейчас. Однако они не согласились. Тогда мы предложили еще раз встретиться, и чтобы эти родители грамотно в письме изложили свои требования.
Тут нужно понять: хорошо, в семье не доносят такие темы до детей. Но они же не в вакууме живут, а в обществе, поэтому, скажем так, рано или поздно могут соприкоснуться с этим. Но на уроках нет такого, чтобы учитель говорил – мол, вы должны эту тему поддерживать или относиться так или иначе. Просто даётся определение – что такое трансгендер, что такое третий пол – агендер. Подчеркиваю, предмет «Урок глобальной компетенции» носит информативный характер. А вообще, дети ведь о трансгендерах рано или поздно все равно узнают – из интернета, из фильмов (далеко ходить не надо: даже в WhatsApp есть смайлик для сообщения: два человека без пола обнимаются! Н.Ш.). Так лучше, чтобы школа своевременно всё адекватно объяснила.
Унербек Ергалиев отметил, что урок глобальной компетенции – обязательный, он стоит в сетке учебного плана. Поэтому отказаться от его посещения школьники или родители не могут.
По поводу профессионализма учителей наш собеседник посетовал, что есть вопросы по качеству донесения некоторых тем.
– Организовываются курсы по обучению преподавания урока глобальной компетенции целенаправленно. При Министерстве просвещения есть методическая служба – НАО им. И. Алтынсарина, которая курирует написание книг, учебников, авторские исследования. Организовывает курсы – вебинары с учителями. Так что учителя, в принципе, подкованы. Но так как все же предмет относительно новый, бывают недопонимания, и среди педагогов есть такие, кто не вник в суть этого предмета, что он – информативного характера. Поэтому, может, некоторые и преподносят информацию так, что дети потом дома говорят: мол, сегодня агитировали за трансгендер. И тут, конечно, родители возмущаются. Но у нас имеется методичка, по ней и преподают этот урок педагоги, – подчеркнул Унербек Ергалиевич. – Уверен, со временем все войдет в колею, когда будет единый стандарт объяснения урока глобальной компетенции.
И все же. Несмотря на возмущения родителей, самим школярам урок кажется интересным.
– Правда, он у нас совсем не часто ведется. То учителя нет, то погода плохая. Но он всегда бывает по субботам, – говорит ученица 8-го класса одной из городских школ Даша. – Глобальные компетенции проводятся в нашей школе с ноября. Посещают его каждый раз разные подгруппы. Я на этот урок попала лишь единожды, и мы изучали крастинацию – это о том, почему человек ленится что-то делать. Мы писали кластеры, выполняли работу, говорили про человека. Было интересно, мне понравилось, с нами прямо работали, занимались.
«Курс «Глобальные компетенции» введен в 2021-2022 учебном году, изучается как обязательный курс для 5-11-х классов и включен в вариативный компонент Типового учебного плана. Типовая учебная программа курса реализуется в 5-8-х классах по 0,5 часа в неделю, в 9-11 классах – по 1 часу в неделю во всех организациях среднего образования страны.
Программа курса включает пять разделов: «Экологическая культура», «Медиаграмотность и финансовая грамотность», «Этика и этикет», «Гражданственность и патриотизм», «Безопасность жизнедеятельности» и направлена на подготовку детей к жизни в современном мире, формирование у обучающихся социальных и поведенческих навыков, навыков управления своим здоровьем и обеспечения безопасности, а также навыков высокого порядка: способности принимать нестандартные решения, умение решать возникающие проблемы и планировать работу (свою или других).
В рамках изучения курса «Глобальные компетенции» усилено правовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание обучающихся. Изучение курса «Глобальные компетенции» способствует формированию компетенций, которые позволят обучающимся в будущем успешно реализовать себя в жизни и в профессиональной сфере.
(Из ответа Министерства просвещения о сути урока порталу аналитической информации flashpress.kz)
Надежда ШИЛЬМАН