Общество

ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК КИСИ, ПОЛИТОЛОГ ИРИНА ЧЕРНЫХ: В КАЗАХСТАНЕ ПРОИЗОШЛА ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА

В некоторых регионах и городах Казахстана в последние годы стали заметны социальные группы, которые не хотят адаптироваться к меняющемуся миру, отвергают привычные ценности и пытаются утвердить свои нормы и правила. Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Казахстана Ирина ЧЕРНЫХ рассказала агентству «Интерфакс-Казахстан» об изменениях в обществе, маргинализации населения и масштабности протестных настроений.
— Ирина Александровна, не могли бы рассказать, насколько остро стоит вопрос маргинализации населения Казахстана в настоящее время?
— Если рассматривать маргинализацию в широком контексте, то это естественный процесс, свойственный любому обществу, особенно динамично развивающемуся.
Проблема заключается в необходимости выявления наиболее проблематичных социальных слоев и групп, которые не могут или не хотят адаптироваться к меняющимся условиям.
Самое страшное мы уже пережили после распада СССР. Не думаю, что сейчас нужно возводить эту проблему в ранг вопроса безопасности. Необходимо точечно или фокусно работать с соцгруппами, которые в жесткой форме отвергают определенные ценности и традиции той культуры, в которой они находятся, и достаточно радикально пытаются утверждать свою собственную систему норм и ценностей.
— Какие регионы республики испытывают наибольшее давление со стороны маргинальных групп?
— Насколько я знаю, в Казахстане не проводились комплексные, в том числе прикладные исследования, на основании которых можно было бы говорить о тех или иных регионах, испытывающих наибольшее давление со стороны маргинальных групп. Хотя ряд экспертов говорят о западе Казахстана, где преимущественно шло расселение казахов, возвращающихся на историческую родину.


То, что однозначно подтверждено статистикой и социологическими опросами — это массовый приток внутренних мигрантов, преимущественно из сельской местности или маленьких городов в Астану и Алматы. Это два наиболее крупных и динамично развивающихся города, где достаточно емкий сектор услуг, и есть потребность в рабочей силе, в том числе неквалифицированной.
— С вашей точки зрения, существует ли уже угроза социального взрыва в каких-либо городах Казахстана и в республике в целом?
— Сложно говорить о наличии или отсутствии угрозы социального взрыва в каких-либо городах Казахстана и республике в целом без проведения систематических прикладных исследований массовых настроений и главное — обследования проблемных социальных групп. Без замеров все это будет выглядеть как чьи-то домыслы, пусть даже экспертные.
Между тем можно утверждать наверняка, и в этом смысле велись систематические исследования массовых социальных настроений, — в Казахстане растут показатели социального протеста. Однако это не значит, что мы стоим на грани социального взрыва. Во-первых, массовые социологические опросы — это «средняя температура по больнице», во-вторых, даже если мы принимаем эти показатели, то растет преимущественно «мягкий протест», а это может свидетельствовать и о том, что развивается гражданское общество, которое цивилизованным способом в рамках правовых процедур готово отстаивать свои права и ценности.
— Легко ли проблемные соцгруппы вовлечь в радикальные организации?
— Это процесс достаточно индивидуальный. Причем западные исследования в этой области показывают, что нет никакой четкой корреляции между уровнем дохода и степенью радикализации человека. Это миф, когда говорят, что бедные, маргинальные слои населения быстро радикализируются и идут на открытый социальный протест. Как правило, лидерами или так называемыми «будителями», которые мобилизуют те или иные социальные группы на открытый протест, являются преимущественно интеллектуалы, к тому же материально хорошо обеспеченные. Вспомните теракты, произошедшие 22 июля 2011 года в Норвегии, исполнителем которых был достаточно образованный и обеспеченный человек Андерс Брейвик.
— Какие факторы спровоцировали рост маргинального населения в республике?
— На мой взгляд, основным фактором, повлиявшим на рост маргинализации населения Казахстана, стал слом советской, административно-командной системы хозяйствования и переход к рыночной экономике. Новая экономическая система изменила не только структуру экономики, но и привнесла с собой новую систему ценностей, которая была чуждой для советского человека.
В политико-идеологической сфере началось внедрение в общественное сознание либерально-демократических ценностей, связанных с формированием индивида, который не просто знает свои политические права и свободы, но и осознанно отстаивает их в правовом поле в случае их нарушения. И этот процесс продолжается до сих пор, так как мы не можем пока говорить, что у нас в стране сформировались политические и социально-экономические практики, демонстрирующие, что самой важной ценностью современного общества является личность, ее безопасность и права. В рамках нашей государственности мы находимся в процессе создания полноценных условий для самореализации каждого гражданина.
Если говорить о развитии новой экономической модели, то здесь произошел слом старых форм и методов хозяйствования, так, например, были разрушены колхозы и совхозы, прошел процесс приватизации сельскохозяйственных угодий. И естественно, что значительная часть населения не смогла вписаться в новые условия.
Сегодня мы фиксируем такую тенденцию, как приток сельского населения в города, которое, по сути, является маргинализированным по отношению к городской культуре. Или были сформированы новые функциональные группы в экономике — предпринимательские слои (малый, средний, крупный бизнес); в политике, например, технократическая политическая элита и так далее. Таким образом, мы можем говорить о трансформации всего общества и различных социальных групп, а также о формировании новых социальных групп, возникших в процессе модернизации в Казахстане.
Второй фактор, на который я бы хотела обратить внимание, — это процессы возвращения на историческую родину этнических казахов, покинувших Казахстан в ходе массовых репрессий и голода в 1920-1930-х годах. Сегодня, естественно, возвращаются потомки, уехавшие в начале XX века, социализовавшиеся в других социально-культурных условиях Монголии, Синьцзяня и так далее.
Третий фактор — это трансформация религиозного сознания населения. Как минимум из общества тотальных атеистов мы перешли к обществу, большинство населения которого являются верующими или декларирует, что они верующие. Кроме того, сегодня идет конвертация населения, преимущественно молодежи, в нетрадиционные для Казахстана религиозные направления. Да и сама постановка вопроса о том, какое религиозное направление является приемлемым, традиционным для страны достаточно дискуссионен.
— В чем опасность маргинального населения, в частности, для Казахстана?
— Я не думаю, что стоит говорить об опасности маргинализации, если мы понимаем этот феномен в широком контексте, как процесс идентификации. При этом существует определенная проблема, которая заключается в том, что мы не знаем реальных масштабов маргинализации в стране, а самое главное — не работаем систематически по выявлению и отслеживанию тех социальных групп, которые, являясь маргиналами, радикализируются в новых условиях, в жесткой форме отвергают существующие традиции и агрессивно утверждают свою систему ценностей. Это могут быть как мигранты из сельской местности, так и «религиозные», «этнические», «интеллектуальные» маргиналы.
Как я уже говорила, у нас не проводятся систематические прикладные исследования по данной проблематике. Методологически это достаточно трудоемко и затратно. Дополнительно, на уровне местной власти, с привлечением силовых структур должна быть организована систематическая работа различного рода с проблемным населением.
— Как можно решить проблему маргинализации населения Казахстана? Какие меры необходимо предпринимать государству, местным властям и обществу в целом?
— Сегодня в Европе в рамках конструктивисткой школы развивается направление по исследованиям социетального сектора безопасности. Этот сектор приобретает все большее и большее значение и для европейских стран, о чем свидетельствует рост националистических протестных настроений, связанных как с вопросами социально-экономического развития, так и с массовой миграцией в Европу.
В рамках социетальных исследований ставится вопрос о создании устойчивых условий, приемлемых для развития общества в контексте идентификационных процессов и существования различных социальных групп, разделяющих различные ценностные системы. Одним словом, вопрос состоит в том, как достичь в обществе некий баланс и скоординировать интересы различных социальных групп и слоев при сохранении стабильности системы и формирования устойчивой единой идентичности в стране. И это комплексная проблема, которая должна решаться комплексно при скоординированных политиках, осуществляющихся на всех уровнях власти и всеми возможными структурами.
— Спасибо за интервью!

Октябрь, 2013
© 2013 Информационное агентство
«Интерфакс-Казахстан»

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button