Газеты настоящие. Будут читать, вы уверены?
«Печатные СМИ постсоветского пространства могут «умереть» раньше западных» — такое высказывание прозвучало как-то раз из уст одного эксперта на Форуме европейских и азиатских медиа. Западным newspaper напророчили на Форуме «вымирание» к 2020 году.
Оценивая ситуацию с тиражом местных, хотя бы, газет, можно сказать, что, в принципе, так оно и есть: теперь всё больше людей предпочитают читать электронную версию периодики.
А тут еще на днях натолкнулась на результаты одного опроса среди атыраусцев, который гласил: большинство жителей области, в первую очередь, узнает информацию о событиях в стране и в регионе через ТВ и Интернет.
«Газета — это то, что читали (и читают) наши родители, бабушка с дедушкой. Но в сегодняшнем бурлящем, меняющемся мире молодые люди хотят узнавать новости на ходу, точно так же, как они завтракают — тоже на ходу». Так жёстко поставила крест на газетах представительница молодого поколения — аспирантка Нью-Йоркского университета Хина Чавда.
Но это там, у них, в Штатах. А у нас как?
В нашей стране, в нашем регионе, в принципе, так же. По проведенному нами опросу, горожане до 25 лет практически не читают газеты. На наш вопрос – откуда вы «черпаете» новости, большинство ответили, что вообще новостями не интересуются, в крайнем случае, узнают «последние известия» из соцсетей.
Атыраусцы до 40 лет газеты читают. Настоящие. Заходят и на сайты газет.
Нет надобности говорить о том, что жители в возрасте за 50 ждут очередного номера газеты, просматривают от начала и до конца.
Почему так? Молодым людям не интересно знать, что происходит в их городе, стране? Или просто полное доверие соцсетям? Попробуем разобраться.
По данным опроса, проведенного в Атырауской области Научно-исследовательским институтом «Қоғам – Общество – Society», лишь 25,2 процента жителей региона подписывается на печатные СМИ. Как выяснили представители НИИ, больше половины населения (56,3 процента) из-за дороговизны печатной продукции предпочитают получать информацию с помощью Интернета.
Соцсети газеты не вытеснят!
К слову, у соцсетей и интернет-версий газет есть большое преимущество: люди включаются в дискуссии, они выражают своё мнение и как никогда раньше активно обсуждают волнующие их вопросы. Переход на цифровую информацию открыл возможность двустороннего обмена мнениями, в то время как в печатных СМИ это представлялось возможным лишь в колонке «письма редактору» или, как это было в «Прикаспийке», в рубрике «Диалог».
И, признаться, «акулам пера» редакций печатных изданий все труднее стало выживать. Выживать среди обилия соцсетей, в которых каждый сам себе журналист: сфотографировал какое-то событие в городе, написал небольшой пост, выложил в сети. Вот ты уже и репортер.
О моде на соцсети говорят и результаты опроса, проведенного вышеуказанным НИИ: 68,6 процента опрошенных доверяет информации, распространяемой в соцсетях.
— Да, сейчас многие люди ушли в соцсети: сами фотографируют, — говорит зав. кафедрой русской филологии и журналистики АГУ имени Х. Досмухамедова, журналист Маншук Мукашева, — сами пишут тексты на своих страничках. Но я всегда говорила и говорю: сапожник должен тачать сапоги. Певец – петь. Журналист – писать интересные статьи.
Похоже, что главная тенденция в сегодняшних СМИ — сосуществование и взаимопроникновение печатного и цифрового контента — достаточно посмотреть на отечественную «Казахстанскую правду», российские «Аргументы и Факты» и даже знаменитые «Гардиан», «Нью-Йорк таймс».
По данным портала Internews, читательская аудитория веб-сайта любой газеты ежедневно существенно пополняет аудиторию читателей печатной версии ряда изданий.
«Вчерашние» новости кому?
Между тем, как отметил главный редактор журнала «Эксперт-Украина» Андрей Блинов на Форуме европейских и азиатских медиа в Минске, «наши западные коллеги, когда поставили вопрос ребром, умрет ли через 3-5 лет принт (печатная версия газет. Н.Ш.), сошлись во мнении, что где-то к 2020 году смерть ожидает ежедневные издания, не раньше. Но, безусловно, руководители западных медиа понимают, что к 2020 году привычка не читать вчерашние новости победит», — сказал А. Блинов.
Судя по многим изданиям, сегодня большинство перешло в онлайн-режим. На своих сайтах выкладывают преимущественно «горячие» новости, а в свет газета выходит с более содержательными, аналитическими статьями.
«Я пользуюсь смартфоном. Но я не откажусь от того наслаждения, которое получаю, перелистывая страницы своей любимой газеты», — признался в интервью «ПК» депутат областного маслихата Юрий Кустадинчев.
— Во всем мире интерес к региональным газетам велик, он будет постоянно на высоте, — говорит профессор КазНУ имени аль Фараби, журналист Лайла Ахметова. — Это показывает история как больших, так и малых государств. Нам интересно, что происходит у нас, а не в мире, потому что мы стали собственниками, прагматиками, а что происходит в мире, мы узнаем сейчас же и через электронные СМИ. Поэтому, газеты были, есть и будут.
Однако исследователи того самого НИИ, которые провели опрос по СМИ среди атыраусцев, подытожили свой анализ следующими словами: «Все СМИ объединяет способность к прямой связи с общественностью, и в этом пальма первенства заслуженно принадлежит Интернету, поэтому местные власти, НПО региона должны активно осваивать интернет-пространство и инновационные технологии медиадеятельности».
Заканчивая статью, неожиданно натолкнулись на высказывание автора книги о неизбежной кончине печатных СМИ Филипа Майерса: «…последний экземпляр последней газеты будет доставлен адресату одним прекрасным утром где-то в 2043 году…». Так что, поживем — увидим.
Прямая речь
По мнению политолога Айдоса Сарыма, который высказался о будущем СМИ в одном из пресс-туров, отечественное телевидение сегодня пока не конкурирует не то что с газетами, а даже друг с другом. В итоге – телезрители уходят в Интернет. Равно как и читатели. Порой простой блогер раскроет тему больше, интереснее, нежели статья в областной газете.
Политолог считает, что «виновато» в этом государство, которое за счет госзаказа порой диктует работникам пера, что и про кого необходимо написать. Однако журналист — он на то и журналист, что все равно, даже если попросил написать заметку акимат, напишет интересную и привлекающую внимание читателя статью. Таким образом, качество – превыше всего.
Сегодня редакциям необходимо перестраиваться на новый режим работы – делать материалы для сайта, а это значит – лаконичнее, короче, читабельнее.
— Совсем газеты не исчезнут, — уверен А. Сарым. – Какие-то тиражи будут. Думаю, что областные, районные газеты останутся на своем прежнем уровне еще долгое время. Людям нравится читать местные новости.
Надежда ШИЛЬМАН