НовостиОбщество

Евгений ЕВТУШЕНКО: «Дай бог всего, но лишь того, за что потом не станет стыдно!»

1 апреля 2017 года ушел из жизни поэт Евгений Евтушенко. Человек-эпоха, ярчайший представитель советских поэтов-шестидесятников, подаривших миру не номенклатурные, не пафосные стихостроки, а простые человеческие чувства любви, долга и чести. Даже простое описание его биографии в Интернете наполнено множеством интересных фактов, присущих, наверное, только выдающимся личностям. Вдумайтесь, в 15 лет его исключают из школы по недоказанному обвинению в поджоге школьных журналов. После этого по рекомендации отца он едет в Казахстан, где устраивается в геолого-разведочную экспедицию. Под его началом работают 15 расконвоированных уголовников.

На счету Е. Евтушенко множество сборников стихов и 19 поэм, в том числе «Бабий Яр», «Коррида», «Под кожей статуи Свободы».

Редакция областной газеты «Прикаспийская коммуна» предлагает читателям еще раз соприкоснуться с творчеством Евгения Евтушенко и прочитать несколько его произведений.

 

ДАЙ БОГ!

Дай бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым.

 

Дай бог не вляпаться во власть

и не геройствовать подложно,

и быть богатым — но не красть,

конечно, если так возможно.

 

Дай бог быть тертым калачом,

не сожранным ничьею шайкой,

ни жертвой быть, ни палачом,

ни барином, ни попрошайкой.

 

Дай бог поменьше рваных ран,

когда идет большая драка.

Дай бог побольше разных стран,

не потеряв своей, однако.

 

Дай бог, чтобы твоя страна

тебя не пнула сапожищем.

Дай бог, чтобы твоя жена

тебя любила даже нищим.

 

Дай бог лжецам замкнуть уста,

глас божий слыша в детском крике.

Дай бог живым узреть Христа,

пусть не в мужском, так в женском лике.

 

Не крест — бескрестье мы несем,

а как сгибаемся убого.

Чтоб не извериться во всем,

Дай бог ну хоть немного Бога!

 

Дай бог всего, всего, всего

и сразу всем — чтоб не обидно…

Дай бог всего, но лишь того,

за что потом не станет стыдно.

1990

 

ЛЮДЕЙ НЕИНТЕРЕСНЫХ

В МИРЕ НЕТ…

С. Преображенскому

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

 

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.

 

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

 

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

 

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

 

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

 

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

зная все, не знаем ничего.

 

Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

1961

 

МОЛИТВА ПЕРЕД ПОЭМОЙ

Поэт в России — больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух

гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

 

Поэт в ней — образ века своего и

будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

итог всему, что было до него.

 

Сумею ли? Культуры не хватает…

Нахватанность пророчеств не сулит…

Но дух России надо мной витает

и дерзновенно пробовать велит.

 

И, на колени тихо становясь,

готовый и для смерти, и победы,

прошу смиренно помощи у вас,

великие российские поэты…

 

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

свою раскованную речь,

свою пленительную участь —

как бы шаля, глаголом жечь.

 

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,

своей презрительности яд

и келью замкнутой души,

где дышит, скрытая в тиши,

недоброты твоей сестра —

лампада тайного добра.

 

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,

боль иссеченной музы твоей —

у парадных подъездов и рельсов

и в просторах лесов и полей.

 

Дай твоей неизящности силу.

Дай мне подвиг мучительный твой,

чтоб идти, волоча всю Россию,

как бурлаки идут бечевой.

 

О, дай мне, Блок, туманность вещую

и два кренящихся крыла,

чтобы, тая загадку вечную,

сквозь тело музыка текла.

 

Дай, Пастернак, смещенье дней,

смущенье веток, сращенье запахов,

теней с мученьем века,

чтоб слово, садом бормоча,

цвело и зрело,

чтобы вовек твоя свеча

во мне горела.

 

Есенин, дай на счастье нежность мне

к березкам и лугам, к зверью и людям

и ко всему другому на земле,

что мы с тобой так беззащитно любим.

 

Дай, Маяковский, мне глыбастость,

буйство, бас, непримиримость грозную

к подонкам,

чтоб смог и я, сквозь время прорубясь,

сказать о нем товарищам-потомкам…

1964

 

ПРИШЛИ ИНЫЕ ВРЕМЕНА…

Пришли иные времена.

Взошли иные имена.

 

Они толкаются, бегут.

Они врагов себе пекут,

приносят неудобства

и вызывают злобства.

 

Ну, а зато они — «вожди»,

и их девчонки ждут в дожди

и, вглядываясь в сумрак,

украдкой брови слюнят.

 

А где же, где твои враги?

Хоть их опять искать беги.

Да вот они — радушно кивают равнодушно.

А где твои девчонки, где?

 

Для их здоровья на дожде опасно,

не иначе — им надо внуков нянчить.

Украли всех твоих врагов.

Украли легкий стук шагов.

Украли чей-то шепот.

 

Остался только опыт.

Но что же ты загоревал?

Скажи — ты сам не воровал,

не заводя учета, все это у кого-то?

Любая юность — воровство.

И в этом — жизни волшебство:

ничто в ней не уходит,

а просто переходит.

 

Ты не завидуй.

Будь мудрей.

Воров счастливых пожалей.

Ведь как ни озоруют,

их тоже обворуют.

 

Придут иные времена.

Взойдут иные имена.

1963

 

СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ…

?. ???????????Б. Ахмадулиной

Со мною вот что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в мелкой суете

разнообразные не те.

 

И он не с теми ходит где-то

и тоже понимает это,

и наш раздор необъясним,

и оба мучимся мы с ним.

 

Со мною вот что происходит:

совсем не та ко мне приходит,

мне руки на плечи кладёт

и у другой меня крадёт.

 

А той — скажите, бога ради,

кому на плечи руки класть?

Та, у которой я украден,

в отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,

а будет жить с собой в борьбе

и неосознанно наметит

кого-то дальнего себе.

 

О, сколько нервных и недужных,

ненужных связей, дружб ненужных!

Куда от этого я денусь?!

О, кто-нибудь, приди, нарушь

чужих людей соединённость

и разобщённость близких душ!

1957

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button