ЕДИНСТВО НАРОДА, КАК ФАКТОР СУВЕРЕНИТЕТА
Первое мая в суверенном Казахстане — праздник дружбы и единства народа. В Атырау, как и в других городах республики, люди выйдут на главную площадь города — свободные, гордые, в своих национальных нарядах, такие разные, но единые в устремлениях. Будет шествие, будут концерты, гуляния, одним словом, весенний праздник мая.
В чем заключается новая для суверенного Казахстана суть праздника, каковы его составляющие и какова его история, — об этом мы накануне беседуем с доктором философских наук, профессором института нефти и газа Каримом Утельбаевым.
— Карим Тохтарович, так в чем новая суть и казахстанское содержание этого праздника?
— От него отлетела идеологическая шелуха, связанная с борьбой пролетариата, и праздник наполнился теплотой человеческих отношений. Теперь люди выходят на улицы и площади городов, чтобы продемонстрировать единство, монолитность казахстанского народа, с одной стороны, с другой — возможность каждому почувствовать рядом локоть другого, ощутить себя единым и равным в дружной семье казахстанцев.
— Но у народа есть историческая память, и особенно старшее поколение помнит попытки создать «единый советский народ», даже были намерения в паспортах не писать национальную принадлежность его обладателя.
— Хотели и единый язык, помните, эсперанто создать и пользоваться им. Не получилось. Теоретически человечество готово к таким экспериментам и действиям, но на практике не получается, так как страны мира пережили и переживают разный исторический процесс.
— Тогда что положено в основу понятия «единый казахстанский народ», и на чем призвано держаться это единение?
— Главное отличие в том, что наше молодое суверенное государство обеспечивает равноправное и полнокровное развитие всех национальных культур при единении народа в своих устремлениях в будущее и реалиях сегодняшнего дня. Это поистине уникальная функция, и народ Казахстана должен стать общностью граждан разных национальностей, а не некоей новой этнической общностью. У нас идет процесс движения к политическому гражданскому единству, и почва для него — идентификация не по национальной принадлежности, а по гражданской. Мы, по сути, строители новой культурной общности. В мире нет ни одного мононационального государства, и есть различные подходы в создании национальной политики. И из них можно выделить две основные модели этнополитического курса государственной власти: ассимиляторская и мультикультурная.
— Ассимиляторская — это просоветская, сдобренная элементами тоталитаризма, модель…
— Не только просоветская, мы знаем об американском «плавильном котле», в котором сгорели тысячи аборигенов, и от этой этнополитики американцы сегодня отошли. Да, немалая часть нашего старшего поколения сейчас страдает ностальгией по советским временам, и есть желающие вернуться в прошлое. Но это по своей сути социальная ностальгия, человеческая память избирательна, и люди помнят бесплатное образование, медицинское обслуживание, санаторный отдых, стабильную зарплату советских лет и т. д. А стоит вспомнить, через что советский народ «протащила» власть, завлекая его светлым будущим. Вспомним, например, такие советские слова-стереотипы, как «завоевать», «бороться», применявшиеся тогда сплошь и рядом и всегда звучавшие с трибун Первомая. И что? Почти 80 лет «боролись», и все же не получили, как писал классик, «построенный в боях социализм» таким, как он излагался классиками марксизма, и о каком мечтал народ. При бесплатности многих социальных благ у наших отцов и матерей не было элементарного, например, в нашем городе холодной и горячей воды в квартирах и уличного дренажа, из-за чего город утопал в грязи. А вспомним дефицит на продукты, пустые полки магазинов горбачевского времени. И при этом полная бездуховность, закрытый занавес и официальная ложь. И, как следствие, в период развала Союза ССР начались неконтролируемые процессы этнической самоидентификации, что всегда и везде грозит расколом нации. К слову, и этот исторический урок мы тоже должны помнить.
— И мы извлекли уроки из прошлого и выбрали другую модель этнополитического курса нашего молодого суверенного государства.
— Да, но свою, взяв за основу мультикультурную модель, к которой сегодня склоняется весь мир. Эта модель ориентируется одновременно на этнический плюрализм и согражданственность. Мы в своей этнополитике за основу взяли западные элементы демократии плюс казахстанскую политическую культуру, менталитет народа, традиции. То есть единение по гражданской принадлежности при этническом многообразии с учетом наших особенностей развития и менталитета. Взять толерантность, то есть терпимость к иному, другому, не похожему на нас. В западных странах толерантность во многом терпят в силу объективных причин, ее воспитывают, а у казахов, например, она заложена в менталитете народа, она им по душе, по нраву, и это впитали все народы, проживающие в Казахстане издавна. Наша модель, своего рода ноу-хау, она «в процессе», и стоит задача добиться полной гражданской идентификации, когда каждый казахстанец будет ощущать себя по-настоящему полноправным гражданином своей страны, знать язык своего гражданства и гордиться своей Родиной. В Конституции и в казахстанском законодательстве это этническое и гражданское равноправие закреплено, это является правовой нормой. Но надо добиться у каждого казахстанца такого понимания и такого ощущения, осознания. И наш Первомай этому тоже способствует.
— И в этом призвана сыграть свою роль Ассамблея народа Казахстана, собравшая под своим шаныраком многочисленные этнокультурные объединения?
— Известно, что в своем развитии этнополитика суверенного Казахстана пережила несколько этапов, наиболее важный из них, это принятие ныне действующей Конституции и создание Ассамблеи народа Казахстана в 1995 году. С этого времени у нас начался процесс построения казахстанской государственности через созидание единой нации на основе принципа согражданства. Эти события и документы способствовали консолидации казахстанцев, стимулировали интеграцию на новой и крепкой правовой и политической основе. Продолжением стимуляции и активизации этого процесса можно считать 2007 год, когда Ассамблея получила право представлять свои интересы в Парламенте страны через своих депутатов. Эти изменения носили конституционный характер, и защита этнических интересов осуществляется сегодня у нас через высший законодательный орган страны.
— И все же, наверное, советский опыт совсем отбрасывать нельзя, хотя бы потому, что толерантное сожительство разных этносов идет еще со времени столыпинских реформ, когда переселенцы из России и Украины и других регионов несли сюда свою этническую культуру. Да и простые люди всегда дружили и дружат на генном уровне, и в советское время Казахстан был «лабораторией дружбы» народов.
— Да, была тяжелая война, которую мы пережили все вместе. И когда наши отцы и деды делились кровом и хлебом, не спрашивая, какой ты национальности. Была целина, ее поднимали опять же вместе, и сегодня в Казахстане живут белорусы, украинцы, русские и другие народы из поколения целинников. Нас соединил космос, имею в виду его освоение, и продолжает объединять. Безусловно, эти традиции, этот политический, человеческий капитал нужно взять с собой в будущее, передавать потомкам и беречь.
Тамара
МАКСИМИХИНА