ДУША ЗВАЛА В СТЕПНУЮ ДАЛЬ…

Душа звала в степную даль... копия Общество

(Продолжение. Начало в №121 за 17 октября 2013 г.)

В селе Кокарна в гостеприимном доме Кудабая Гаржауова встретилась с нашими соотечественниками, прибывшими из Узбекистана. Для начала представлю хозяина дома. Кудабай родился в 1966 году в Каракалпакстане, прибыл в Республику Казахстан по квоте в 2004 году, гражданство получил в 2005 году. Имеет диплом выпускника железнодорожного техникума. Председатель общественного объединения оралманов «Оралман-Жайык» с 2004 года, член координационного совета при акиме города Атырау, который периодически раз в три месяца обращается к проблемам репатриантов.
В семье Кудабая четверо детей. Сымбат и Гульшат имеют казахстанские дипломы техникума и юридического колледжа. Сын Ердигали в Уральске и в этом году получил диплом строительного факультета Западно-Казахстанского аргарно-технического университета имени Жангир хана, затем выдержал большой конкурс и по гранту продолжил учебу в магистратуре. 10 классов в этом году окончил сын Рамазан. Жена Рахима — портниха, вместе с дочерью Гульшат оформила кредит в банке на один миллион тенге для частного ателье «Өнер», который специализируется на пошиве национальной одежды, ремонте и реставрации одежды. Заказы есть, и работы для них много.
Семья живет в просторном доме, фундамент для которого закладывался 15х12 метров, в доме — газ, вода, телефон. А деньги для строительства дало государство, подчеркивает глава семьи с благодарностью.
Как известно, с 1 июля 2011 года реализуется Программа «Занятость-2020», нацеленная на повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости. Ее участниками являются самостоятельно занятое, безработное и малообеспеченное население, в том числе оралманы. В реализации этой программы также участвует общественное объединение «Оралман-Жайык», которое проводит ежеквартальный мониторинг среди оралманов по семи населенным пунктам области: Кокарна, где проживают 155 семей, Балауса (70 семей), Таскала-1, 2 и 3 по 155 семей в каждом пункте, Жана-Талап — 70 семей и Водник — 40 семей. Общественный фонд «Бота» в текущем году выделил для «Оралман-Жайык» средства в 3,3 млн. тенге для работы среди репатриантов. С ними проводятся тренинги, «круглые столы» для повышения правовой культуры, некоторые обучаются парикмахерскому делу и затем трудоустраиваются. Оказание на волонтерской основе социальных услуг молодежи из семей оралманов для их быстрой социальной адаптации и интеграции в местное сообщество — основная идея прикладных социальных проектов.
Микрокредитование предпринимательства на селе и в пригородных сельских округах Атырауской области в рамках Программы «Занятость- 2020» пользуется все большим спросом. Так, с 2011 года ежегодно 20 и более семей переселенцев из Узбекистана и России получают беззалоговый кредит с льготным периодом и по низким ставкам 6% годовых, сроком на пять лет, до 3 млн. тенге. Льготный кредит отвечает задачам развития малого и среднего бизнеса. Кто-то специализируется на животноводстве, другие открывают теплицы, а третьим — по душе садоводство. Многие выбирают бытовое обслуживание: ремонт машин, холодильников, вождение автомобилей.


По мнению Кудабая, оралманы из Узбекистана слабо или вообще не разбираются в законах Казахстана, и в отличие от местного населения или казахов из России, «боятся власти, боятся обращаться к начальству». Но все же больше его заботит судьба казахской молодежи, которая продолжает жить в Узбекистане. Так, согласно законодательству соседней страны она завершает школьное обучение девятым классом. Пока в Узбекистане еще функционирует более 500 казахских школ, но в этой стране осуществлен переход на латиницу. По его мнению, необходимо увеличить гранты в колледжах для казахской диаспоры и оралманов, необходим отбор талантливой зарубежной казахской молодежи для обучения по творческим специальностям в вузах нашей страны, в том числе для обеспечения кадрами казахских театров и других культурных учреждений в Узбекистане.
Кроме этого, беспокоит Кудабая и то, что в области нет центров временного размещения для репатриантов, иначе говоря, жилища, предназначенного для временного проживания этнических казахов и членов их семей до получения ими статуса оралмана.
Сегодня местные села испытывают большую потребность в рабочей силе, только врачей в названные выше пригородные села не хватает порядка 250 специалистов, среди них самые востребованные народом специалисты — педиатры и терапевты. По мнению опрошенных, нужны адресные программы для приглашения специалистов. Например, из Узбекистана вызвали восемь врачей, прибыло 11, в том числе один кандидат медицинских наук. Однако очень остро стоит жилищная проблема. Из восьми врачей, стоящих в очереди на жилье, четверо работают участковыми врачами.

ЕЕ ОТЕЦ ВСЕГДА МЕЧТАЛ О КАЗАХСТАНЕ…
В селе Таскала-2 я посетила дом и хозяйство Шахарман Ерсейтовой. Она родилась в 1962 году в городе Ургенч Хорезмской области, окончила Ташкентский институт культуры. Долгие годы работала в Ташкенте заместителем директора научной библиотеки Государственного университета мировых языков. С мужем Абдуллой, дочерью Айсулу и двумя сыновьями, одного из которых назвали в честь Первого Президента Казахстана Нурсултаном, она переехала в Атыраускую область в 2007 году по государственной квоте. Вначале дети долго не могли привыкнуть к местному суровому климату, неблагоустроенности сельского быта. После столицы, где прошло их детство, просторного дома, который утопал в зелени, это было на самом деле трудно. Но постепенно все наладилось: они приобрели друзей, закончили школу, сыновья получили дипломы Атырауского колледжа бизнеса и права, который возглавляет Нурлы Тельмановна Айтиева — председатель Ассоциации деловых женщин, членом которой стала и Шахарман. Айсулу недавно вышла замуж, по гранту завершает учебу в Атырауском государственном университете им. Х. Досмухамедова.
Сама Шахарман после возвращения на Родину долгое время как базработная стояла на учете в Центре занятости. Но ее желание быть всегда среди людей, делать что-то доброе, нужное людям не позволяло опустить руки. Под ее началом создается фольклорный хор «Әжелер», затем по настоянию Нурлы Тельмановны — общественное объединение имени легендарной летчицы-бомбардировщицы Хиуаз Доспановой (1922-2008 г.г.). Кстати, имя единственной казашки, Халық Каhарманы, совершившей более 300 боевых вылетов во время войны, не знают, к сожалению, многие наши земляки. Например, на сайте Vox History можно прочитать откровение алматинца по поводу репортажа о легендарной Хиуаз Каировне: «К моему стыду, никогда про нее не слышал ранее, а она еще и жила в соседнем доме».
Так вот, в планах объединения «Хиуаз» — воспитание на примере наших бабушек казахской девушки — хранительницы семейного очага в духе национальных традиций и обрядов. Шахарман мечтает открыть цех традиционного народного промысла по возделыванию ковров и алаша, чтобы молодежь не потеряла навыки старшего поколения. И я ей верю, ибо ее отличает активная жизненная позиция и желание служить на благо Казахстана.
Не найдя работу по специальности, Шахарман не отчаялась, помня заветы своего отца. Грамотно оформила документы на льготный кредит в 2 миллиона тенге по Программе «Занятость-2020» и определила для себя направление — сельское хозяйство, которое, на мой взгляд, не интересует большинство местных жителей из-за трудоемкости и больших рисков, отсутствия производственных навыков. Сейчас в теплице она успешно выращивает овощи. По ее мнению, если каждый человек займется домашним хозяйством, то цены на базаре снизятся. Ей не надо выезжать на рынок в Атырау, ибо соседи раскупают продукцию прямо с грядок. Получив первый опыт, Шахарман теперь планирует расширить теплицу.
В этом году решил принять участие в Программе «Занятость-2020» и Абдулла, который был уволен по сокращению из одной иностранной фирмы. Он взял в аренду 3 гектара земли у государства на выращивание бахчевых культур.
История этой отдельно взятой семьи репатриантов — одна из трагических страниц истории казахского народа. Отец Шахарман, Ерсейтов Абылькасым — единственный из семи оставшихся в живых детей Курмана и Масаты. И спасся он потому, что был еще в утробе матери, которую муж буквально заставил бежать из Кызылординской области во время коллективизации и раскулачивания. Курман вместе с сыновьями был отправлен в ссылку в Сибирь. И никто до сих пор не знает, как они завершили свой земной путь, где их могилы…
Масаты выполнила завет мужа, сохранила его имя, хотя и не увидела будущее своего многочисленного потомства, родившегося на земле Хорезма. Абылькасым остался без матери в 10 лет. Каким трудным было его детство, можно только догадываться. С 12 лет он работал на барже, во время войны помогал отправлять теплые вещи на фронт. Женился на своей землячке Санимкуль Аралбай, у них родились 8 сыновей и 5 дочерей. Все они получили высшее образование. Многие ли могут гордиться таким достижением?
Абылькасым в Хорезмской области работал на руководящих должностях в сфере экономики, и его труд был отмечен правительством. По сей день его портрет висит в Хорезмском краеведческом музее в одном ряду с людьми, которые внесли весомый вклад в экономику Узбекистана. По его инициативе поселок Прогресс, в котором он проживал, был переименован в поселок Джамбула Джабаева. Он открыл первый в Хорезме культурный центр казахской диаспоры, а в городе Ургенч — первую в области школу с казахским языком обучения, воспитанники которой одинаково хорошо владели казахским, узбекским и русским языками. Знание родного, казахского, языка дало им потом возможность чувствовать себя равноправными гражданами после возвращения на Родину.
Независимость Казахстана подвигла аксакала дать наказ одному из своих сыновей: «Поезжай на родину, если будешь жить там, буду знать, что мои корни в Казахстане».
И в 1992 году, когда еще не было правительственной квоты иммиграции, один из младших братьев Шахарман, работавший в областном финансовом отделе, с женой переехал в нефтеносный регион Казахстана, поселок (ныне — город) Кульсары Жылыойского района. С обретением Независимости Казахстана одна только семья Абылькасыма Ерсейтова в количестве 80 человек вновь обрела свою родину и уверенность в завтрашнем дне. А выпускников казахской школы Ургенча мы видим сегодня среди соотечественников в Алматы и Астане, Жамбуле и Актау. Так выполняются заветы наших предков и аксакалов.

Кулгазира БАЛТАБАЕВА
(Продолжение следует)

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна