ДОРОЖНЫЕ «ПОНЯТИЯ»
Атырау, как и любой другой промышленный центр, растет и ширится. В прямой пропорции с населением увеличивается и количество автомашин. В час пик главные дороги областного центра буквально трещат
по швам из-за пробок. И, как следствие, нередко возникает аварийная ситуация, создаваемая как водителями, так и пешеходами.
Корреспонденты «ПК» устроили небольшую прогулку по дорогам Атырау, дабы понаблюдать за действиями горожан. Первые же минуты показали и доказали, что большинство населения предпочитает нарушать Правила дорожного движения, даже не взирая на явную опасность угодить под колеса.
В «прицеле» перекрестка
Одна из основных транспортных развязок в Атырау — проспект Азаттык. Дорожно-транспортные происшествия чаще всего происходят именно на его пересечении с другими улицами. Наибольшее количество ДТП происходит в районе Стройконторы. Здесь используется трехфазный способ регулировки движения вместо обычного, двухфазного. К примеру, с одной стороны главной дороги, где находится ночной клуб «Маяк», автомобильное движение останавливается на «красный», с другой — на «зеленый» — машины продолжают ехать, поскольку для них путь еще открыт. Мы связались с управлением дорожной полиции, где нам пояснили, что введение трехфазной работы светофоров в этой точке сделано для быстрого пропуска автомашин, иначе здесь будут бесконечные пробки. Однако, как выясняется, не все пешеходы знают об этом. Поэтому, ничего не подозревая, они пытаются перейти дорогу и оказываются прямо перед летящим на «зеленый» транспортом.
— Система регулировки движения становится понятной, а переход — безопасным, если научиться следить за светофорами и правильно оценивать их работу, знать значение цвета светофорных ламп, — комментирует начальник отдела управления дорожной полиции ДВД Атырауской области Талгат Марденов. — Всегда обращайте внимание на дорожные указатели. Это элементарные знания, которые прививаются с детства.
Проезд между зданием «Атырау-Акпарат» и «Четырьмя батырами» (гостиничный комплекс «Европа») настолько узкий, а движение двухстороннее, что часто образуется затор. Чтобы не столкнуться лоб в лоб, как бодающиеся в брачный период олени, габаритным авто приходится ехать с черепашьей скоростью, да еще выделывая замысловатые синусоиды. Больше всех страдают прохожие, которые ходят, буквально прижавшись к забору.
— Ходить тут просто невозможно — постоянно боишься, что тебя собьет машина, — сетует жительница Атырау Лариса Васильева.
Ранее управление дорожной полиции вносило рекомендации в городской отдел ЖКХ о том, чтобы сделать этот проезд односторонним. Но с тех пор ничего не изменилось.
Присмотрись, незнакомый прохожий!
…На том же месте — у остановки «Стройконтора» — мы стали свидетелями нескольких напряженных эпизодов, едва не переросших по вине пешеходов в ДТП с пострадавшими. К примеру, женщина, увидев, что один транспортный поток со стороны клуба «Маяк» остановился, стала уверенно переходить дорогу, не глядя по сторонам. И едва не попала под противоположный поток машин, едущих на законный «зеленый». Применяя ненормативную лексику, незадачливая дама стала энергично указывать ударившему по тормозам водителю «Тойоты», едва не сбившей ее, на пешеходную «зебру». На что хозяин авто закричал в ответ про светофор и знание ПДД. Инцидент грозил пробкой из-за скопившихся позади «Тойоты» других машин, но женщина отступила назад от проезжей части, и движение возобновилось. Когда мы спросили эту даму о том, как часто она не смотрит на светофоры, женщина что-то процедила сквозь зубы и удалилась вместе с другими пешеходами. Еще несколько подобных ситуаций, произошедших в течение каких-то десяти минут, натолкнули на мысль о том, что на этом перекрестке впору ставить не светофор, а целое хоккейное табло с крупным текстом о правильном переходе через эту дорогу. Иначе картина не изменится. Кстати, для удобства и большей безопасности современные световые указатели снабжены звуковыми сигналами-бипами (англ. «beep» — звонок), которые к моменту переключения на другую фазу начинают звонить чаще. Не увидишь, так услышишиь.
Желания и возможности
А теперь претензии к водителям. В последнее время владельцы «железных коней» повадились пользоваться системой аварийных маячков не по назначению. Включив сразу два «поворотника», указывающих на техническую неисправность авто, они спокойно паркуются вдоль проезжей части, создавая опасность возникновения ДТП: загораживая путь для других машин, они затрудняют возможность маневрирования. А сами хозяева идут по своим делам. Раньше таким «стопом» грешили водители частных такси — где клиент укажет остановиться, там и «паркинг». Многие, кто когда-либо пользовался услугами таких перевозчиков, знают об этом, поскольку являлись непосредственными участниками действа. Теперь едва ли не каждый атырауский автолюбитель хитрит таким образом.
Где хочу, там и хожу
Это еще один камень в огород пешеходов — конечная остановка «Жилгородок» для пассажирских автобусов №№2, 30. Люди, выходящие на ней, перебегают через дорогу, игнорируя «зебру», расчерченную там, где когда-то находилась жилгородская арка. Ощущение, что им лень сделать несколько шагов к разметке для пешеходов, а легче под канонаду гневных клаксонов перебежать сквозь поток транспортных средств. К сожалению, подобное наблюдается в Атырау практически повсеместно.
— Думаю, здесь не последнюю роль играет наш атырауский менталитет — ходить, где вздумается, по проезжей части, — говорит житель областного центра Нурлан Рахманов. — Исходя из таких соображений, наши дороги стали бы везде полосатыми.
Вопрос, конечно, риторический…
Железнодорожный переезд в районе бывшего мясокомбината также является излюбленным местом нарушений ПДД. Когда транспортные средства тянутся вереницей, минуя железнодорожное полотно на малой скорости, находятся лихачи, пускающиеся на обгон по встречной полосе, хотя установлен запрещающий знак…
Все это — толика из того, что мы зафиксировали на внутригородских автотрассах в Атырау. И вопрос о том, почему, несмотря на скорбную статистику ДТП, напоминающую фронтовые сводки, не соблюдаются элементарные правила дорожного движения, — до сих пор остается риторическим. Причем, для всех участников дорожного движения.
Справка «ПК»
Штрафы за нарушение ПДД в РК (часть 1)
1. Умышленное создание препятствий для движения транспортных средств — 3 МРП. Нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, влекущее создание препятствий для движения других транспортных средств — 7 МРП.
2. Невыполнение пешеходами и иными участниками дорожного движения требований по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД) — 5 МРП. Сюда же — систематическое нарушение пешеходами и иными участниками дорожного движения требований по обеспечению БДД — 15 МРП.
3. Выезд на сторону проезжей части, предназначенной для встречного движения, в случаях, если это запрещено ПДД (как раз к железнодорожному переезду относится) — 15 МРП.
4. Нарушение участником дорожного движения Правил дорожного движения, повлекшее
создание аварийной обстановки, то есть, вынудившее других участников движения резко изменить скорость, направление движения — 10 МРП (относится и к пешеходам, и к водителям).
Подготовил Евгений САМАРИН,
фото Константина СТАРЦЕВА
Проезд между Атырау Акпарат и Четырьмя батырами задуман и первоначально выполнен, как двухсторонний и у двигающихся авто не должен вызывать никаких проблем, но какой-то «умник» со стороны частных домов, как раз напротив Атырау Акпарат, выложил прямо на дороге фундаментные блоки, перекрывающие половину дороги и создающие невозможность движения авто в два ряда. Странно то, что этого безобразия не видят ни сотрудники ДПС, ни сотрудники ЖКХ, ни корреспонденты ПК, у которых это происходит ежедневно прямо перед глазами.
Зуковые сигналы на перекрёстках называются БИПЕРАМИ, а не бипами.
Если в голове нет мозгов, то это на всю жизнь, и трагические случаи ничему не научат этих людей…